Автор Михаил Шейнкман
Не слышны в стране даже шорохи. Узбекистан может не объявлять в субботу "дня тишины", как принято во всем демократическом мире перед всенародным голосованием. Тишина здесь длилась весь этот агитационный месяц. За считанные дни до окончания избирательной кампании ее можно оценить в духе нашего "Простоквашино": чтобы завершить что-нибудь ненужное, надо было сначала начать что-нибудь ненужное. А у них выбора нет.
Есть, конечно, кроме Ислама Каримова, еще четверо. Но и они – скорее доверенные лица бессменного президента, чем его соперники. Если и выходили изредка в люди, то исключительно со словами поддержки действующего курса. Тоже, между прочим, дело. Поскольку от его основоположника этих слов избиратели вообще не дождались. В дебюте лидер нации сформулировал программные установки, которые едва ли существенно отличились от предыдущих образцов — и только его и видели. На фотографиях, плакатах и в новостных сюжетах. Когда твое имя — синоним государственности, уже никому ничего не надо доказывать.
Ну, кроме того, что 77 – это еще не возраст. А для этого и картинки хватит. Во всем остальном, если не знать о том, что здесь в последний месяц происходит, можно и не понять, что здесь 29 марта произойдет. Собственно, потому и Каримов, чтобы все оставалось, как есть. Тихо, мирно, без стрессов и нервотрепки. Как живут, так и выбирают. Причем, сейчас — как и всегда. Но об этой кампании все-таки говорят, что она войдет в историю самой спокойной и практически незаметной.
То, что гипотетически могло потревожить эту размеренность, сделало ее еще более показательной и политически осмысленной. Хотя шайки "Исламского государства" и примкнувшие к нему экстремисты террористической организации "Исламское движение Узбекистана" на самом деле уже группируются недалеко от границ со стороны Афганистана. Однако предупреждение от Службы национальной безопасности о вероятности "проведения в республике серии терактов на праздник Навруз, а также в связи с выборами президента" – это лишь для того, чтобы граждане прочувствовали всю прелесть этой привычной тишины. А главное – кому они ею обязаны. Впрочем, им совсем не надо об этом напоминать. Достаточно просто вписать его фамилию в избирательный бюллетень. И пусть потом недоброжелатели скажут, что так и не услышали истинный голос народа. Правильно. Потому что здесь выбирают по-тихому. Громкими должны быть аплодисменты.
Продолжит тему эксперт по Центральной Азии Аждар Куртов.
— Чем запомнится эта избирательная кампания? И так ли нужны выборы, в которых даже соперники президента за него агитируют?
— Восток есть восток. В том смысле, что на востоке население воспринимает власть как сакральную единицу. Фигура халифа рассматривается одновременно как фигура и светского, и духовного лидера. Ислам Каримов очень умело эксплуатирует вот эти мировоззрения, доставшиеся народу Узбекистана от прошлых веков. Естественно, при такой системе результат фактически предопределен заранее.
— Если исходить из того, что запоминается последнее, то в памяти об этой кампании должно остаться предупреждение Службы безопасности о возможных терактах в связи с выборами. Насколько существенную опасность представляет для Узбекистана "Исламское государство"?
— Я отмечу, что одним из предвыборных тезисов Каримова является лозунг о том, что Узбекистан будет привержен миру. На самом деле, "Исламское государство" не представляет какой-либо серьезной угрозы для Узбекистана. Во-первых, в силу естественной географической отдаленности. "Исламское государство" в тех границах, которые они сейчас пытаются удержать – это районы Ирака и Сирии. Это очень далеко от территории Узбекистана. Во-вторых, в Узбекистане население привыкло жить в светском государстве. Оно видит, что происходит в Сирии, что происходит в Афганистане. Может быть, они хотели бы лучшей жизни, но они отнюдь не хотели бы погружать свою страну в хаос гражданской войны с огромным кровопролитием. Узбекистан, повторю – это светское государство. И угрозы, что население будет поддерживать исламистов, для Узбекистана не существует.
Есть, пожалуй, только один человек, способный посоперничать с Исламом Каримовым. И тот – в Казахстане. Говорят, Нурсултан Назарбаев потому и назначил себе досрочные выборы через месяц после своего венценосного соседа, чтобы и в этом смысле сильно от него не отстать. Результаты, по крайней мере, у них точно будут сопоставимыми. Сегодня в Казахстане официально началась предвыборная агитация. В ЦИК назвали ее "одним из самых интересных этапов избирательной кампании". В Узбекистане месяц назад о скуке тоже никто не говорил.