Автор Михаил Шейнкман
Подсчет голосов в Гагаузии еще не закончился, когда уже было понятно, что одну победу автономия точно одержит. Над Молдавией. Точнее, над ее политической системой. По большому счету, субъект показал центру, какими могли быть итоги парламентской кампании, если бы и в ней все прошло по-честному. Но в Кишиневе создают условия для власти. И даже после выборов, если она их проигрывает. В Комрате создают условия для выборов и заставляют волноваться фаворита. Причем, даже после победы.
О триумфе Ирины Влах с первой попытки объявили уже под утро. Но весь день избирком до десятых и сотых перепроверял себя, сохраняя вероятность второго тура. И, насколько известно, лидер скорее была готова доказать свое превосходство в очной борьбе еще раз, чем подвергнуть его сомнениям. Так ведет себя тот, кто в себе уверен. Это и об Ирине Влах, и обо всей Гагаузии.
Хотя не только в этом смысле они достойны друг друга. Обе искренне и осознанно ориентируются на Россию. Именно поэтому так одинаково раздражают Кишинев. Автономия — уже год, после того, как она почти вся на референдуме проголосовала за интеграцию с Таможенным союзом. Влах — последние несколько месяцев, когда практически стало понятно, что именно она сменит Михаила Формузала, отслужившего свои два срока.
Кандидатов, впрочем, было — как пальцев на руках. Но эксперты изначально знали, кто из них станет перстом указующим. Все шло к тому, что в бюллетене на десять фамилий — для статистики девять ребят. И не то чтобы в них видели только статистов. Все-таки среди прочих — экс-мэр столичного Комрата, бывший замглавы автономии, и даже ее бывший башкан. Все люди статусные, амбициозные, известные. Но, в том числе, и тем, что при всем своем желании они не приблизили Гагаузию к союзу с Россией так, как она этого хочет.
Единственная в этой кампании женщина, в отличие от них, еще даже не пыталась это сделать. А то, что она пришла именно для этого, сомнений нет. Потому и поддержала ее пророссийски настроенная партия социалистов. На молдавских парламентских выборах они взяли здесь 57%. И вполне могли рассчитывать, что их кандидат наберет примерно столько же. Получилось чуть меньше – 51% и на грани второго тура. Но это, видимо, потому, что Гагаузией еше никогда не управляла женщина. Здесь, конечно, видели, что независимый депутат республиканского парламента Ирина Влах – это фигура. Но выбирали-то главу. Теперь получили возможность убедиться, что в женщине, как и в автономии, все может быть прекрасно. И фигура, и башкан.
Тему продолжит депутат парламента Молдавии от Партии социалистов Владимир Цуркан.
— Насколько важен был для Гагаузии именно такой выбор?
— Это абсолютно осознанный выбор гагаузского народа. Тем более учитывая то, что она женщина. Все-таки патриархальные моменты достаточно сильны среди гагаузов. Но, тем не менее, они проголосовали. И это еще одно доказательство того, что это именно тот вектор, который и по душе, и по сердцу, и по уму Гагаузской автономии. В этом смысле для нас это важно еще и потому, что этот выбор является примером и ориентиром для остальной части Молдовы. Потому что он продиктован требованиями сегодняшнего дня. Это еще одно подтверждение того, что так называемый курс евроинтеграции фактически является губительным и для экономики, и для молдавского государства.
— Что может в рамках своих полномочий башкан и насколько Кишинев позволит ей сдержать свои обещания? Тем более если учесть, что интеграционные устремления Гагаузии под руководством Влах войдут в явное противоречие с официальным вектором Молдавии?
— Во-первых, башкан является в том числе и членом правительства республики Молдова (вице-премьером). Нынешние правители Молдовы, хотят или не хотят, но вынуждены будут прислушиваться к ее мнению. Во-вторых, я думаю, что мы найдем дипломатически очень правильно выдержанную форму работы по продвижению этого курса через региональное сотрудничество между Гагаузией и конкретными регионами России. Они как раз и будут реально показывать всему остальному населению Молдовы, что именно этот курс является сегодня правильным.
Оппозиционные в республиканском масштабе социалисты получили возможность наладить жизнь, сообразуясь со своими представлениями о ней, в отдельно взятой автономии. Совсем отдельно не получится – все-таки о выходе из территориальной целостности речь не идет. Но попытаться сделать из Гагаузии образец для подражания – почему бы и нет? Тем более что с выборами у нее это уже получилось. А после них здесь теперь еще и вся Влах – народу.