Автор Михаил Шейнкман
Все еще слишком предварительно, чтобы считать эту кампанию завершенной. Но беспрецедентно высокая для XXI века явка в 72% – это уже не оспоришь. Последний раз такую электоральную активность Израиль демонстрировал в 1999 году. Тогда тоже считалось, что страна выбирает между войной и миром. В тот раз "ястребу" Нетаньяху народ предпочел "голубя" Эхуда Барака. Сейчас, получается, он уже Бараку предпочел Нетаньяху. Уж очень старался премьер Земли обетованной убедить избирателей в том, что вместе с оппозицией против него работала и администрация президента США.
Так это или нет, но его выступление в конгрессе перед республиканцами с антииранской твердостью – это на самом деле было сильно. В мире не так много политиков, способных бросить вызов хозяину Белого дома. И израильтянам чисто по-человечески должно было понравиться, что их лидер – один из таких. Может быть, это и оказалось определяющим.
Хотя самое жесткое даже для него заявление против палестинской государственности накануне выборов тоже было из разряда "запоминается последнее". В любом случае — сработало. Он вырвал победу буквально на флажке. В третий раз подряд. Теперь, правда, сенсационно. Но тем ценнее для него этот триумф. Сам Нетаньяху назвал его "великим". Однако так, словно выдохнул с большим облегчением.
На самом деле, казалось — все неотвратимо шло к тому, что левые побьют премьера его же оружием. Ведь он для того и затеял досрочные выборы, чтобы упрочить свои позиции и в кнессете, и в правительстве. Но накануне голосования совсем не его "Ликуд" ходил в фаворитах. "Сионистский лагерь" Ицхака Герцога и Ципи Ливни настолько поверил в необратимость предварительных рейтингов, что даже не сразу признал свое поражение. Опросы на выходе, впрочем, фиксировали ничью. Но политологи сразу сказали: эта ничья — в пользу Нетаньяху.
А официальный подсчет показал, что для него экзит-полл – это не потолок. Премьер победил с отрывом. Небольшим, но достаточным, чтобы остаться самим собой. Правда, для этого ему все же придется лезть из кожи вон, чтобы войти в чужое положение. Когда у лидера всего тридцать мест и до абсолютного большинства ему не хватает еще тридцати одного, каждый, кому он предложит партнерство, может считать себя незаменимым. Есть, конечно, у Нетаньяху союзники традиционные, но их для определяющего перевеса недостаточно. А это значит, что для премьера выборы продолжаются. Только уже в финале, с "Сионистским лагерем" — за голоса парламентских партий.
Президент Ривлин поручит сформировать правительство депутату, который, по его мнению, имеет наилучшие шансы возглавить кабинет. Сам глава государства как-то обмолвился, что не возражал бы против победы оппозиционера. Но сказал он это, когда опросы сулили именно ее.
Подводит предварительные итоги президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгений Сатановский.
— Нетаньяху получил то, ради чего все это затевал? И что получил Израиль?
— Израиль получил выборы. Премьер-министр останется на своем посту, сформирует, скорее всего, право-религиозную коалицию и будет продолжать управлять страной, отправив левых соперников на политическую помойку. Так что, результаты выборов более чем убедительны.
— Насколько устойчивой будет новая коалиция и внесет ли Нетаньяху какие-то коррективы в свой курс, внутренний и внешний?
— Коалиции в Израиле устойчивыми не бывают. Иначе это был бы не Израиль. Она будет устойчивой на ту долю каденции, которую премьер-министр решит провести с этой коалицией. В тот момент, когда Нетаньяху по каким-то причинам понадобится ее развалить, он ее развалит. Что касается изменений в курсе… В отношении Ирана – нет. В отношении России, США, экономики, палестинского вопроса и всего, что связано с безопасностью – нет, ничего здесь не будет меняться.
— То есть, обострение с Белым домом, которое многие сочли предвыборным, продолжится?
— Обострение с Белым домом является личностным результатом Барака Обамы. Обама не любит Нетаньяху. Обама не любит Израиль. Что теперь делать? Будет новый президент – будет что-нибудь новое.
В Израиле правящая коалиция – это всегда лоскутное одеяло, иной раз сшитое белыми нитками. А где тонко — там и рвется, что и доказал последний кабинет. Ужиться с левоцентристскими министрами премьер так и не смог. Именно это мотивировало его на досрочные выборы. Насколько прочным будет новая коалиция, сейчас не скажет никто. Но совершенно точно, что Нетаньяху, с большим трудом отскочив от поражения, теперь не станет торопиться с оргвыводами.