Автор Михаил Шейнкман
Именно так рождаются политические анекдоты. Молдавия торжественно сняла газовую зависимость от России. На видео и фотокамеры. Потому что 0,1 процента от ста — это, конечно, "исторический шаг", как назвали его придворные СМИ. Но на месте.
Как бы то ни было, в селе Загаранча состоялась церемония официального запуска поставок в республику природного газа из Румынии по трубопроводу Яссы-Унгены. А это значит, что теперь, пусть всего 1 миллион кубометров из необходимого стране миллиарда, но греть будет уже совсем по-другому. Европейской интеграцией.
Объема, правда, хватит лишь на приграничный район, но для запаха — в самый раз. Тем паче, что официальный Кишинев уже допускает "утечки": обещает через два года довести магистраль и до столицы. А это уже целых пять процентов потребления покроет. Если, конечно, Бухарест не вспомнит, что у него самого газ на газ не приходится. По большому счету, "румынский газ" — это такой политический эвфемизм. Поскольку по природе своей в основном он все равно российский, только купленный Румынией. Но Молдавии для осознания в себе хоть капли чего-нибудь европейского и этого вполне достаточно.
Поэтому на открытии все выглядело нарядно. Хоть и не так пафосно и представительно, как в прошлом августе, когда объект презентовали румынский премьер Понта, его тогдашний молдавский коллега Лянкэ и теперь уже тоже бывший еврокомиссар по энергетике Эттингер. Может быть, потому и не приехали сейчас иностранные и местные ВИПы, что помнят, чем то позирование в итоге закончилось. Понта после этого проиграл президентские выборы, Лянкэ не переизбрался премьером и в сердцах покинул ряды своей Либерально-демократической партии, об Эттингере теперь и вовсе никто не слышит. Пусть и не вылетели они именно в эту трубу, но она в любом случае оказалась для них пророческой.
Та летняя торжественность обернулась разочарованием и вызвала у молдаван, скорее, чувство стыда, чем гордости. Румынское телевидение, которое в Бессарабии смотрят, как свое, чуть ли не на следующий день объяснило, что это был не старт, а полный финиш. А все должностные лица оказались такой же бутафорией, как и спешно свезенные для иллюстрации события обрывки труб, пара-тройка единиц техники и массовка в спецовках. Проект века начинался потемкинской инсценировкой.
Власти пообещали, что по-настоящему начнут поставки с сентября. Затем перенесли. Потом еще, и снова, и опять. Но 4 марта все уже было без обмана! Ну, может быть, кроме обещаний довести трубу до столицы в кратчайшие сроки.
Продолжит тему директор молдавского информагентства "Ника-пресс" Владимир Цеслюк.
- Проправительственные СМИ назвали старт румынских поставок "историческим шагом". А вы в отчете об этом событии какие эпитеты использовали?
— Если бы не было столько политики в газе, можно было бы поговорить и о качестве, и о количестве, и о цене. Но вот — политика. Поэтому, собственно, такие эпитеты и звучат. Называют "историческим", "прорывным" и так далее. Но тут есть и доля истины. Газ воспринимается здесь не столько "румынским", сколько "европейским", потому что он из Румынии, которая сегодня является членом ЕС.
- 0,1% — это ничтожно мало, чтобы этим гордиться. Значит, в поставках все-таки больше политики, чем газа. Насколько это характерно для проевропейской Молдавии?
— Вы знаете, это характерно, потому что сегодня пока похвастаться нечем. Объявлены реформы, все надеются на то, что они как-то будут осуществляться. Но это пока только планы. Есть надежда, конечно. Но такое ощущение, что как-то все затягивается. Затянуто было избрание премьера, формирование правительства. Но хочется верить. Тем более, весна какая у нас в Молдове сегодня начинается…
Румынские поставки, конечно, символические. Так Молдавии ведь и нужен символ перемен. А тут всегда можно сказать, что она по капле выдавливает из себя газовую зависимость. Сказать в европейском "клубе анонимных диверсификаторов". Друг другу они рассказывают об "успехах" неравной борьбы с российским топливом. А сами только о том и мечтают, как бы подешевле им поднабраться, да так, чтобы под самую завязку. Что касается полноты молдавских ощущений от этой трубы, то она лишь еще раз доказывает, что все эти европейские привилегии очень похожи на историю с бассейном в сумасшедшем доме. Прыгать в него уже разрешили, а водой наполнят, если будут себя хорошо вести. Те, кто выживет.