Автор Светлана Холоднова
Беньямин Нетаньяху говорил перед американским конгрессом о том, что Иран создает ядерную бомбу. Однако его речь сама стала "бомбой" – только информационной. Пламенное выступление израильского премьера, в котором он предостерегал от заключения соглашения с Тегераном, сорвало одновременно шторм аплодисментов и шквал критики. Белый дом визит Нетаньяху проигнорировал — "мы вас не ждали, господин премьер, а вы приехали" — как и полсотни конгрессменов. Иран не впечатлился речью израильского лидера и сравнением с "Исламским государством". Вашингтон тоже ожидал чего-то большего, но оказался разочарован: сплошная риторика и никакой конкретики, заявили в администрации Барака Обамы.
Чего только не наговорил Биньямин Нетаньяху конгрессу США: и что Иран ничем не отличается от террористов "Исламского государства", и что переговоры с Тегераном – это "плохая сделка", которая может привести к "геноциду еврейского народа". Такие громогласные заявления Нетаньяху вполне объяснимы: премьер опасается, что в своих ближневосточных геополитических пасьянсах Вашингтон предпочтет Израилю Иран. Тем более что нужно что-то делать с террористами "Исламского государства" – Тегеран, таким образом, получает козырь на переговорах с "шестеркой" в виде содействия в подавлении ИГ. Израиль сейчас готов на многое, чтобы Белый дом не "изменил" ему с Ираном.
Барак Обама, в свою очередь, несмотря на все скептические и прохладные заявления относительно визита и речи Нетаньяху, тоже оказался в интересном положении. Израильский премьер обращался к американским законодателям, понимая, что именно они могут значительно повлиять на политику Вашингтона в отношении Израиля. Не зря же накануне выступления Нетаньяху Совет национальной безопасности США заявил, что Барак Обама наложит вето на любую резолюцию конгресса, которая будет противоречить решениям Белого дома по иранской ядерной программе. Вот и начинается перетягивание красно-синего со звездами "одеяла" власти между конгрессом и президентом США.
В этой национальной американской игре "Угадай, с кем я дружу сегодня?" "крайним", тем временем, может оказаться переговорный процесс с Ираном. До конца марта Тегеран и "шестерка" посредников могут заключить рамочное соглашение по ядерной программе, которое как кость в горле для Беньямина Нетаньяху. Тем более что на 17 марта в Израиле назначены выборы в парламент, и нынешний израильский премьер планирует оставаться премьером и дальше. Имитация бурной деятельности на трибуне конгресса США может добавить Нетаньяху сколько-то баллов привлекательности. И дело свое Нетаньяху сделал: подкинул в Вашингтон "иранское яблочко раздора".