Автор Мария Меркулова
Тысячи человек по всей Европе выходят на антиисламские марши. В Берлине и Мюнхене участники акций выступают с плакатами "Кому это выгодно?" и "Куда ты катишься, Германия?!", скандируют "Мы — народ!". В ответ устраивают свои митинги те, кто поддерживает политику мультикультурализма. И ясно одно: Европа на грани раскола, идеи веротерпимости и мирного сосуществования поддерживают уже далеко не все.
Движение ПЕГИДА — "Патриотические европейцы против исламизации Запада" — начало проводить свои акции на улицах европейских городов только в октябре 2014 года, но уже имеет огромное количество сторонников. Марши ПЕГИДА в немецком Дрездене, где организация и была основана, собирают по 18 тысяч человек. И, разумеется, одной Германией движение не собирается ограничиваться, рассказал пресс-секретарь ПЕГИДА Георг Иммануил Нагель в эксклюзивном интервью радио Sputnik:
"Массовые протесты проходят не только в германоязычных странах, но и во Франции, Швеции, Англии, Италии — практически везде. Я думаю, что скоро протесты охватят всю Европу. Негодование народов уже четко проявляется. И мы делаем все для того, чтобы быть острием копья в Германии".
И именно в родной Германии ПЕГИДА собирает больше всего сторонников. Оплот европейской политики и экономики стал новым домом для миллионов мигрантов со всего мира. Ангела Меркель продолжает говорить, что приезжие необходимы стране. А люди продолжают отвечать, что мигранты не адаптируются, многие прибывают нелегально и не работают. В этом одна из причин популярности ПЕГИДА. Однако, с точки зрения политики, решение проблемы организация не представила, отмечает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин:
"Они выказали уличный "вотум недоверия" властям. Мы видим, что количество протестующих, выражающих свое недовольство текущей политической ситуацией в стране, достаточно существенно. Бесследно это точно не пройдет. ПЕГИДА, однако, пока не выросла из уличного протестного движения. Можно по-разному относиться к ее взглядам, но факт остается фактом: сейчас ПЕГИДА не политическая сила. Она не выступает с какой-то альтернативой. Понятно, против чего она выступает, а вот за что — вот тут пока все очень расплывчато".
Возможно, именно поэтому первая акция ПЕГИДА в Вене оказалась немногочисленной в отличие от демонстрации противников антиисламского движения. Впрочем, австрийцы предпочитают сформировавшиеся политические партии уличным протестам. У них есть "Австрийская партия свободы", что уже давно выступает за ужесточение миграционного законодательства в стране и имеет широкую поддержку. А на минувшей неделе парламент Австрии принял новый закон, который должен предотвратить распространение радикального ислама в стране.
"Австрийская партия свободы" популярна, в основном, только у себя на родине. Как и немецкая ПЕГИДА. Но в будущем подобные движения вполне могут трансформироваться, например, в пан-европейское движение за сохранение ценностей и самобытности Европы, говорят эксперты. И это позитивный сценарий. Негативный — усиление ультраправых организаций. И вряд ли европейское демократическое общество стремится к тому, чтобы континент стал плацдармом для радикальных маршей.