Автор Мария Иванова
С начала конфликта на Украине погибли больше 6 тысяч человек. Эту цифру озвучили в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека. Еще пару дней назад в ООН говорили о как минимум 5809 погибших по состоянию на 28 февраля. Такое расхождение в оценках во всемирной организации связывают с отсутствием полных данных, особенно по аэропорту Донецка и Дебальцево. Как бы то ни было, Управление Верховного комиссара оценивает общее количество людей, погибших на востоке Украины ко 2 марта, как "почти определенно достигшее 6 тысяч".
В докладе Управления отмечаются многочисленные факты использования тяжелого вооружения при обстрелах густонаселенных районов. Эти факты, как сказано в документе, наводят на мысль, что гражданские объекты подверглись целенаправленным атакам при абсолютном игнорировании международного гуманитарного права и уважения к жизни гражданских лиц. Кроме того, подобные обстрелы, разрушающие гражданскую инфраструктуру, не могли не отразиться на жизни тех, кто остается в зоне конфликта. В первую очередь — пенсионеров и инвалидов. Которых, добавим, Киев к тому же решил оставить без пенсий и пособий.
Особого внимания в новом докладе удостоились украинские женщины, которые все чаще становятся жертвами домашнего насилия — ведь их мужья возвращаются с войны с психологическими травмами. В Управлении призвали Киев провести тщательное расследование. К центральным властям Украины обратили и призыв позаботиться о внутренне перемещенных лицах, на которых, кажется, никто не обращает внимания.
Недовольство ооновской миссии вызвал и временный украинский закон, который нарушает конституцию, ограничивая свободу перемещения граждан. Ведь пересекать линию соприкосновения теперь можно только по спецпропуску, получить который практически невозможно – эту процедуру не регулируют никакие юридические механизмы. А многие из тех, кто уехал в Россию, теперь не могут вернуться домой – за это на границе требуют немалые деньги.
Проблемы с передвижением возникли и у тех, кто должен следить за порядком. Мониторинговая миссия ОБСЕ не может полноценно контролировать отвод вооружений, потому что порой ей просто не удается побывать в местах отвода техники.
Тем не менее, и ОБСЕ, и участники нормандского формата отмечают, что стороны конфликта отводят технику, и перемирие, пусть и хрупкое, все же установилось.
Но пока отводят войска, люди продолжают гибнуть. Если не от обстрелов, то от болезней и голода, на которые их обрек Киев.