Автор Игорь Лоцман
Демократия легла в основу американской концепции войны против Гитлера. Атлантическая хартия требовала восстановления суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем, и фактически определяла послевоенное устройство мира. Документ подписали лидеры США и Британии Рузвельт и Черчилль в 1941 году. Любопытный факт: Соединенные Штаты в войну тогда еще даже не вступили.
Однако у американцев были и большие планы на формирование послевоенного мира. Они стремились укрепить за собой ведущую роль в решении глобальных проблем. Американские дипломаты не допускали того, чтобы в мире какая-то проблема решалась без их участия.
Говоря об интересах США, нельзя не упомянуть их амбиции на полное господство в Тихом океане. Следовательно, идея Атлантической хартии применялась в некоторых местах в усеченном формате. Сразу же после нападения Японии на Перл-Харбор США начали действовать. Их главной целью на начальном этапе войны была Япония. Необходимо было устранить опасного конкурента в районе Тихого океана. Ввязываться в кровопролитную войну в Европе они не спешили. Свои интересы превыше всего. Говорит доктор исторических наук, профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Кубышкин:
"США вели войну не на своей территории, а на территории Тихого океана, выступая, прежде всего, против Японии. На европейский континент они вторглись только осенью 1943 года, атаковали Сицилию, а затем продвигались через всю Италию. И только в 1944 году вышли в активную зону боевых действий в Европе. И США потребовалось два с половиной года, чтобы добиться коренного перелома в ходе морских сражений в районе Тихого, а затем Индийского океанов".
Борьба против фашизма и Гитлера была не только борьбой за свободу и демократию, но и за интересы американского бизнеса. Участие США в войне стало средством расширения влияния американских монополий и рынков. Война стала прибыльным делом для крупных финансовых групп и промышленников. Одни воюют, другие на этом зарабатывают, говорит доктор исторических наук Николай Козлов:
"Мы в этой войне потеряли треть национального достояния, а промышленность США выросла более чем в два с половиной раза. В современной американской историографии существует множество концепций. Одна из них — "Арсенал победы". Смысл этой концепции сводится к тому, чтобы представить материальный вклад США как определяющий фактор в достижении победы над врагом".
В целом участники антигитлеровской коалиции стремились к упрочению сотрудничества, прилагали усилия к урегулированию возникавших разногласий, шли в необходимых случаях на компромиссы. И все-таки, несмотря на всякие американские концепции, главный и неизменный факт очевиден. Эти концепции не стоили бы и цены бумаги, на которой они изложены, если бы не героизм и мужество советского народа. Судьба мира решалась отнюдь не на Тихом океане, а в полях под Москвой, в Сталинграде и на Курской дуге.