Автор Мария Балябина
На северо-западе Киева есть с виду непримечательное место – длинный глубокий овраг. Но знают о нем все – и далеко за пределами Украины. Это Бабий Яр. Именно здесь произошел один из первых массовых расстрелов евреев. По разным оценкам, нацисты убили от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч человек.
19 сентября 1941 года нацисты вошли в Киев. Там они освоились довольно быстро – не без помощи коллаборационистов, которые стали активно помогать в уничтожении местного населения. По некоторым оценкам, среди охранников было около 70% украинцев. Позже из них сформировали батальоны вспомогательной полиции. А в самом начале они помогали организовать первые массовые казни евреев, сортировали вещи убитых и охраняли Бабий Яр. Впрочем, причастны к тем событиям были практически все – за тем, чтобы евреи не скрылись от нацистов, отвечали дворники. Именно они должны были проследить, чтобы никто не усомнился в "благородстве" оккупантов, которые якобы хотят отправить всех евреев в безопасное место. Это убеждение поддерживали и киевские раввины, с которыми нацисты провели серьезную работу незадолго до первых расстрелов. В городе расклеили объявления следующего содержания:
"Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник, 29 сентября 1941 года, к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян".
Неизвестно, действительно ли жители поверили, или просто понимали, что другого выхода нет, но 29 сентября тысячи человек пришли к указанному месту. Перед расклейкой этих объявлений оккупанты провели встречи с представителями духовенства, чтобы через них воздействовать на еврейскую общину Киева. Вероятно, слушать уверения в том, что все будет хорошо, было гораздо приятнее, чем верить в то, что нацисты способны на такие нечеловеческие поступки. Политику геноцида поначалу предпочитали считать просто частью государственной пропаганды. Ведь в первые дни никто точно не знал, что происходит за пропускным пунктом, рассказывает директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров:
"На сборном пункте людей окружили вооруженные формирования. Туда входили как Айнзацкоманды СС, так и батальоны вспомогательной полиции. Люди выводились через пропускной пункт в овраг, на противоположном конце стояли пулеметы, которые расстреливали людей слой за слоем. В общей сложности считается, что во время первой акции было расстреляно больше 40 тысяч человек. Бабий Яр и в дальнейшем использовали как место массовых казней. Рядом был лагерь советских военнопленных, многие из которых были также уничтожены. Там же расстреливали цыган, приводили в исполнение решения немецких судебных органов. Всего считается, что там было убито более 200 тысяч человек".
У людей, которые приносили с собой все самое дорогое, отбирали драгоценности, деньги и даже одежду – перед расстрелом обреченных людей раздевали, их вещи доставались оккупантам и их сторонникам. Документы сжигали, поэтому узнать, сколько было жертв той трагедии, уже невозможно. О том, что нацисты ценили украшения и поношенные вещи выше человеческой жизни, рассказывали те, кому удалось спастись. Их немного, но каждая из этих историй – чудо. У кого-то был с собой православный крестик, и его приняли за христианина, кто-то смог прыгнуть в овраг за мгновенье до расстрела, матери закрывали собой детей. Кому-то приходилось пережидать ночь в овраге среди тел убитых соседей.
С этих казней кровавая история Бабьего Яра только началась – там устраивали массовые казни до конца оккупации. Расстреливали советских военнопленных и цыган. После войны об этом рассказывали немного. В советских газетах упоминания той трагедии появились только в 60-х. Тогда же поэт Евгений Евтушенко написал пронзительное стихотворение "Бабий Яр":
"Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно. Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу".
Над Бабьим Яром до сих пор нет одного величественного монумента, там установлено несколько разрозненных памятников, кресты и часовня. Есть памятники убитым детям, священникам, футболистам. Некоторые из них привлекали внимание вандалов – например, православный крест несколько лет назад разрушили. Но хочется верить, что память о трагедии Бабьего Яра не удастся уничтожить никому.