Автор Мария Балябина
География миграции в Россию уже долгие годы остается практически неизменной. В основном на работу приезжают граждане бывших советских республик, Вьетнама и Китая. Впрочем, количественное соотношение миграционных потоков за последний год несколько изменилось. Как отмечают в Федеральной миграционной службе России, стремительно растет число мигрантов из Украины, почти половина из них – мужчины призывного возраста.
Сейчас в России около 2,5 млн мигрантов из Украины. Только за последнюю неделю января приехали 20 тысяч. Вероятно, причиной этому стала очередная волна мобилизации, объявленная Петром Порошенко. Приезжают не только из юго-восточных регионов, но и из центральных и даже западных, говорит глава ФМС Константин Ромодановский:
"По прошлому году количество граждан Украины, находившихся в России, увеличилось в 1,6 раза. И это не только юго-восток, это вся Украина. Более того, из Молдовы увеличилось количество граждан, желающих находиться и работать в России. Я считаю, что это люди "голосуют ногами". Происходит даже какое-то замещение этой категорией представителей Центральной Азии. Мы фиксируем падение въезжающих из этого региона, за исключением Киргизии".
При этом среднеазиатские республики по-прежнему лидируют по суммам переводов, которые мигранты отправляют на родину. Первое место занимает Таджикистан – заработки его граждан в России составляют почти половину ВВП страны. Неплохо поддерживают экономику своей страны и граждане Киргизии. Как правило, это работники физического труда, сферы обслуживания. До недавнего времени они могли устраиваться на работу по системе квот. Теперь иностранцы должны получить патент. Раньше это было необходимо только для работы у физических лиц. Впрочем, и это – немалая часть работающих мигрантов. В так называемой домашней экономике задействована примерно четверть приезжих – столько же, сколько и в строительстве.
Немного меняют баланс на рынке труда мигранты из Украины. Они тоже нередко задействованы в строительной сфере, но уже не как разнорабочие, а как квалифицированные специалисты – инженеры, прорабы, рассказывает политолог, член Молодежной общественной палаты России Михаил Синицын:
"Центральноазиатские мигранты представляют собой неквалифицированную рабочую силу. Уровень производительности труда, который они здесь реализуют, низкий, он препятствует технологическому развитию и модернизации экономики. Если мы говорим об Украине, то это в основном квалифицированные трудовые ресурсы. Люди остаются здесь, ищут работу по специальности, потому что в юго-восточных регионах Украины худо-бедно, но та промышленность, которая работала, была не до конца уничтожена, и их ресурсы здесь очень актуальны".
К тому же, массовый приток мигрантов из Украины проходит практически безболезненно для местного населения – граждане соседней ментально близкой страны легко адаптируются к российским реалиям.
Иная ситуация с мигрантами высокой квалификации. Это очень узкий сегмент, который составляют в основном граждане европейских стран и США. Как правило, они работают в иностранных или совместных компаниях, говорит руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев:
"Они сосредоточены в отраслях, связанных с торговыми сетями, с компаниями, которые имеют производство в России. Из европейских стран на первом месте по количеству выданных разрешений – Сербия: 9 тысяч разрешений было выдано сербским гражданам в 2013 году. Сюда можно отнести, наверное, еще Турцию – 27 тысяч разрешений. Но турки сконцентрированы в строительной отрасли, пивоваренных компаниях, авиакомпаниях".
Россия – на втором месте после США по числу мигрантов. Власти стараются создать новые способы регулирования миграционных потоков – для этого были созданы новые правила для иностранцев, которые хотят работать в России, в частности, патентная система, необходимость экзамена по русскому языку и праву. Идет и борьба с нелегальной миграцией. В частности, с проблемой "резиновых квартир", когда в нескольких комнатах живут десятки иностранных граждан. Как сообщают в ФМС, работа уже приносит плоды – например, в Москве таких квартир стало почти в 40 раз меньше.