Автор Мария Балябина
В России официально работают почти 3 млн иностранных граждан. Примерно столько же – неофициально. Хотя еще пару лет назад соотношение было иным: нелегальных мигрантов было в 4 раза больше, чем тех, кто получал необходимые для работы документы. С этого года правила для нарушителей режима стали жестче, изменился порядок въезда и пребывания в стране – именно это, как считают в ФМС, и помогло изменить ситуацию.
Большинство иностранцев, которые приезжают в Россию работать, устраиваются, как правило, туда, где не требуется образование или квалификация – дворниками, грузчиками или продавцами.
В прошлом году, по данным ФМС, приехали больше 17 млн иностранных граждан. На миграционный учет встали меньше половины, а разрешение на работу получил всего лишь каждый десятый. О том, сколько мигрантов в России сейчас, рассказал глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский:
"2,7 млн законно работающих, 2,9 – незаконно работающих, по нашим данным. Общее число мигрантов в стране сокращается. Я думаю, что один из факторов – это экономика. И второй – то, что мы упорядочили их пребывание в России. Они увидели реальную угрозу наказания".
Судя по этим данным, российская экономика вполне справляется с помощью 6 млн мигрантов. Впрочем, нет единого взгляда на то, нужно ли больше иностранных рабочих, или можно обойтись и без этих. По некоторым оценкам, России будет комфортно с 20 млн мигрантов. По официальной оценке, достаточно будет 11 млн.
Те, кто выступает за сокращение миграционных потоков, обычно объясняют это тем, что вместе с иностранцами в страну приходит много проблем – например, криминал и культурные противоречия. Еще один аргумент – мигранты отнимают рабочие места у местных жителей. Но это не соответствует действительности, считает руководитель Научного совета по исторической демографии и исторической географии Института российской истории РАН Валентина Жиромская:
"Мигранты необходимы, и они не могут составить конкуренцию местному населению в таких сферах как строительство, неквалифицированные и полуквалифицированные работы в городском хозяйстве – там их труд необходим. Отказываться от этого было бы неправильно. Потому что местное население в таких видах работ не заинтересовано. В сферах интеллектуального труда – это сложно для мигранта, ему нужно обжиться, укорениться, получить серьезное образование в России. И тогда речь может идти о новом поколении. С теми, кто въезжает на год, полгода, о конкуренции можно не беспокоиться".
Тем не менее, труд мигранта экономически более выгоден многим работодателям. Иностранные рабочие, особенно те, кто трудится нелегально, менее прихотливы, чем местные жители, и их зарплата в разы меньше. Именно эта экономическая целесообразность и может, порой, сыграть не в пользу потенциальных сотрудников с российским гражданством.
Наиболее ярко это проявляется в крупных городах, куда на заработки приезжают не только иностранцы, но и россияне из других регионов. Чтобы изменить эту ситуацию и грамотно распределить миграционные потоки, нужно вспомнить опыт Советского Союза, считает доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории СПбГУ Елена Яковлева:
"Люди не просто так набирались, а по определенным специальностям, в плановом порядке организовывали их переезд в регионы. Как правило, регионы Сибири, регионы, где шло освоение территорий, строительство объектов, электростанций, дорог. Поэтому, на мой взгляд, стоит вспомнить эту практику".
Опыт целевой подготовки иностранных кадров у нас уже есть. В Киргизии женщин учат на швей, а мужчин на штукатуров. Как рассказали в ФМС, новые центры адаптации мигрантов появились в Тамбове и Оренбурге – там предлагают не только обучать мигрантов, но и предоставлять им преференции в получении разрешения на работу и вида на жительство.