Автор Михаил Шейнкман
У победы, говорят, много отцов. А мать одна, решили в немецком бундестаге. Неуверенное перемирие на Украине, впрочем, еще нельзя назвать победой. Но мать-то все равно одна. В Германии ее так и зовут – "матушка". Поэтому миру – мир, а Меркель – премия за мир. Не важно, что он еще не наступил. Главное, что она сделала для этого все, что могла.
Хотя нет – еще не все. Еще новые санкции обещает применить, если что. Но это же исключительно по доброте душевной и той самой "человечности", которая, как скажет Александр Лукашенко после "минского марафона", "у нее впереди всех других качеств идет". Кавалер. Знает, что в женщине отметить.
Олланд, кстати, в табели о рангах от белорусского президента, тоже "добряк". Но его на Нобелевскую премию мира пока никто не выдвигает. А его миротворческую спутницу — уже. Сделали это ее соратники по правящей Христианско-демократической партии – депутаты парламента. Они полагают, что "минские соглашения" — это исключительно ее заслуга, и что эта заслуга вполне достойна престижной награды. Олланда тоже вспоминают, но не в первую очередь. "То, чего госпожа Меркель вместе с президентом Франции достигли в Минске, невероятно. Если благодаря этому установится длительный мир, вручение Нобелевской премии за такое достижение будет логичным шагом", — не сомневается глава парламентской группы по связям с Украиной Карл-Георг Вельман. При этом сам же предостерегает от преждевременного оптимизма.
Но торопятся вельможные однопартийцы канцлера, тем не менее, именно за ней застолбить миротворческий успех. Пока его еще можно называть таковым. Хотя с некоторых пор и считается, что, как нельзя быть святей папы Римского, так нельзя быть и "миролюбивей" дядюшки американского. Но у нее ведь уже получилось. Вопреки "президенту мира" выступила против поставок летального оружия Украине. А ее выдвижение – это и вовсе еще один способ доказать, что она ничуть не уступает Обаме в значительности, а вполне ему под стать. Хотя и выходит, что даже к Нобелю она идет по его стопам. Словно это не немецкие войска составят костяк так называемых сил быстрого реагирования НАТО – бригады, по мнению и западных экспертов тоже, усиливающей степень риска в Европе. Будто это не Меркель взяла на себя роль экономического жандарма ЕС – статуса, от которого уже начинают стонать народы Европы. И это совсем не она взвалила на свои хрупкие женские плечи функцию локомотива антироссийских санкций, что и сейчас подливают масла в артиллерийский огонь киевской воинствующей безнаказанности. Главное, в Минске ей все удалось. А для премии, как показал опыт Обамы, иной раз и одних только слов достаточно.
Тему продолжит руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
— Не слишком ли торопятся соратники Ангелы Меркель выдвинуть ее на Нобелевскую премию мира и не преувеличивают ли исключительно ее заслугу в Минских соглашениях?
— Думаю, что торопятся. Думаю, что преувеличивают. Да, надо отдать должное и Ангеле Меркель, и франко-германскому тандему. Но, тем не менее, хотел бы обратить внимание на середину января, когда Меркель по своей инициативе переносит встречу "нормандской четверки" в Астане на неопределенный срок. И есть о чем подумать. Почему в то время она переносила встречу, а потом вдруг внезапно начинает серию переговоров? Поэтому, мне кажется, что при всех ее заслугах, пока Ангела Меркель является всего-навсего кандидатом на обсуждение позитивной роли в решении украинского конфликта. На мой взгляд, здесь у Ангелы Меркель есть не только позитив, но и негатив.
— Внутри Германии у Ангелы Меркель тоже есть не только позитив, но и негатив. Вот это выдвижение как-то ей поможет немного выправить ситуацию?
— Пока у Ангелы Меркель высочайший рейтинг, и в этом плане она пока может не обращать внимание на мнение электората. Но чем ближе будет 2017 год, год парламентских выборов, тем больше Ангела Меркель будет вынуждена обращать внимание на мнение избирателей, которые объективно видят расклад сил в рамках украинского конфликта, в этой сложнейшей системе координат.
Выдвижение Меркель на Нобелевскую премию мира – это и для внутреннего пользования важно. Зашевелилась немецкая общественность, ощетинилась критикой. И антироссийские санкции ей не нравятся, и миграционная политика демонстрации протеста собирает. То левых в Тюрингии выберут, то социал-демократов в Гамбурге. И хотя до парламентских выборов еще два года, так и электоральная почва может уйти из-под ног. А номинация на Нобеля – это все-таки уровень, хоть имидж правящих христианских демократов несколько поистрепался…
Но верят здесь, не все еще пропало
Пока есть Меркель – свет, пока горит свеча.