Автор Михаил Шейнкман
Нурсултан Назарбаев до конца срока не досидит. Переизберется на год раньше. Об этом с высокой долей вероятности можно было сказать уже в минувшую субботу. Ассоциация народа Казахстана (АНК), предложившая с опережением оформить бессменному лидеру очередной кредит доверия — организация общественная. Но создана она и курируется самим главой государства. Однако сегодня инициатива снизу (так здесь это называется) получила официальную поддержку. С утра правящая партия "Нур Отан" объявила, что она — в деле.
Чуть позже глава МИД Ерлан Идрисов практически де-факто подтвердил, что от преждевременных выборов международный имидж Казахстана не изменится. Еще бы, если не изменится его первое лицо. Сам Назарбаев не дает повода усомниться в его скромности. Традиционно молчит, пока общенациональный призыв ни лишит его иных вариантов.
Аргументы в пользу переноса президентских выборов есть. Но в этом деле их едва ли стоит считать принципиальными. Скажем, в 2011 тоже сдвинули кампанию, тогда, правда, на два года, под маркой модернизации политической системы. В итоге модернизировали лишь порядковый номер президентского срока. Теперь решили поступить изобретательней. Связали поспешность с приближением очередного глобального кризиса, чтобы "страна не сбилась со своего стратегического курса и продолжила продвижение в тридцатку наиболее сильных государств мира". В обращении Ассоциации народа Казахстана говорится, что "президенту необходимо дать новый общенациональный мандат для успешного прохождения республикой периода суровых испытаний".
Почему для этих целей не подходит старый мандат, не уточняется. Из прагматических объяснений — необходимость развести президентские выборы с парламентскими. Назначенные на один 2016 год они, по мнению АНК, станут для государства слишком тяжелой ношей. В принципе, в местном политическом контексте "обновить мандат" — это, как обновить рекорд. Не меняется ничего, кроме цифр. Четыре года назад это было 95,5%. Сейчас, не исключают эксперты, может быть еще больше. Через год кризис на самом деле может ударить и по рейтингу.
Но не только для того, чтобы порадовать себя поддержкой Назарбаев затеял эту преждевременность. В свои 75 ему действительно крайне важно показать обществу, что он еще ого-го. Уж слишком громкими стали разговоры о преемнике. Отвлекают и его, и страну. А самое главное, мешают чиновникам сосредоточиться на своих прямых обязанностях – заставляют их прикидывать варианты. Между прочим, негласно прошлую кампанию тоже сместили по срокам именно из этих соображений. Судя по всему, не помогло.
Тему продолжит эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов.
— О досрочных выборах президента Казахстана уже можно говорить как о факте? И зачем они понадобились?
— Скорее всего, уже можно говорить как о свершившемся решении. Что касается того, зачем это понадобилось… Казахстан неизбежно испытывает на себе последствия и мирового кризиса, и падения цен на нефть, и сложной ситуации вокруг России. И поэтому в качестве превентивной меры для стабилизации общества и, естественно, для стабилизации политико-властных отношений решено провести досрочные выборы. В принципе таким образом поступает очень много стран. На досрочные выборы идут власти в выгодные для них моменты, когда складывается благоприятная для них ситуация, не дожидаясь попадания в кризисную для них полосу.
— А как Вы относитесь к разговорам о преемнике? О том, что Назарбаев его еще не нашел или, наоборот, что он сейчас будет его готовить?
— Эти разговоры ведутся уже лет пятнадцать. Но ничем серьезным они не заканчиваются. Нурсултан Назарбаев выставляет свою кандидатуру на выборы и побеждает. Если бы он решил передать власть кому-то другому, то, наверное, он бы этого человека уже публично представлял бы как своего преемника, то есть, вводил бы его в политику более активно. А раз этого ничего в Казахстане не происходит, все эти предположения носят больше характер спекуляции.
В свое время Нурсултану Назарбаеву предлагали вообще от выборов отказаться – раз и навсегда проголосовать за его бессменность. Он же здесь уже признан лидером нации. Но он не пошел по пути отступления от демократии. Оставил ее при себе. Но так, чтобы не мешала руководству. Она и не помешает. Избиратели все сделают сами. Возможно, уже в апреле или в мае. Здесь, если решили, с этим не задерживаются. Тем более, все видят – президент работает, как часы. А выборы для него – это только подзарядка.