Автор Михаил Шейнкман
Если в Минске был "марафон", то для Меркель с Олландом неофициальный саммит ЕС в Брюсселе планировался, видимо, как круг почета. Привезли они с собой, кроме соглашений, еще и Порошенко. Вряд ли в качестве трофея. Но сама их компания с украинским президентом уже указывала даже не на то, с какой стороны баррикад ощущает себя Евросоюз, а на то, что эти баррикады остаются, и, именно в силу его расположения, в обозримом будущем никуда не исчезнут. Тот, кто желал бы иного, должен был бы, как минимум, сменить тон. А он, в общем, остался прежним.
Все, что смог сделать этот междусобойчик ЕС с поправкой на Минск, это отложить свое автопати на несколько часов. В остальном, как ни в чем не бывало, Запад словно не заметил перемен. В первую очередь, потому что и не собирается меняться. ЕС опять твердит о санкциях, которые не снимает, в понедельник вводит и непременно будит вводить впредь, если что. Штаты устами госсекретаря Кэрри хоть и допускают ослабление, но когда-нибудь потом. Видимо, после очередного ожесточения. Пресловутая Джен Псаки смеется в лицо журналисту, спросившему о санкциях в отношении Украины, если она нарушит перемирие.
О минских соглашениях при всей их безальтернативности сразу сказали, что дьявол скрывается в мелочах. Но в трактовке Запада он даже не скрывается. И ладно, если бы это была только еэсовская мелочь. А то ведь и Меркель грозит продолжить порочную практику. И Олланд объявляет, что условия для передачи "Мистралей" еще не сложились. Причем, так, будто ими кто-то опять интересуется. И это после всего, что между ними было той бурной ночью. Пусть любви не обещали, но и о санкциях, как заметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, речь не шла вовсе. Выходит, приберегли в качестве послевкусия. И прежнему повелительному наклонению добавили наклонение безусловное. И наклонять, как любит говорить Александр Лукашенко, все равно хотят только одну страну. И зовется она не Украина. Порошенко, надо полагать, у них, как жена Цезаря, в любом случае — вне подозрений. Они уже знают, кого обвинят.
Может быть, именно поэтому украинская артиллерия и после Минска не унялась. В Донбассе вновь хоронят детей и точно знают, что считать часы до официального начала перемирия лучше в подвалах. И совсем не уверены, что можно будет их покинуть, когда оно начнется. Это нормально, говорят эксперты. Остаточное явление агрессии. Фашисты, напоминают они, тоже и после 9 мая убивали. Это – правда. Только у них не было таких адвокатов.
Тему продолжит политолог Богдан Безпалько.
— Если ЕС опять грозит санкциями, значит, он уже сейчас снимает и с себя, и с Киева всякую ответственность за исполнение минских соглашений?
— ЕС не самостоятелен в принятии решений. Точнее, он самостоятелен, но в пределах тех рамок, которые ему определили США. А рамки эти ограничиваются невозможностью какого-либо компромисса с Россией. В частности, и в принятии санкций. Поэтому, с одной стороны, Россию приглашают к переговорам, хотя она не является участницей конфликта. Но ее важность в этом деле признают. Россию просят повлиять на ополченцев, но при этом ничего не обещают взамен. Европейский союз, конечно же, не хочет войны рядом со своими границами. Но, с другой стороны, он не может ничего сделать и вынужден играть в дипломатию вместо того, чтобы идти на реальные уступки и, наоборот, предлагать что-либо приемлемое как для ополченцев, так и для России, так и для Украины. Переговоры превращаются в имитацию.
— Можете предположить, чем закончится это заигрывание, прежде всего, с Киевом?
— Мне кажется, что подобного рода заигрывания приведут к тому, что боевые действия продолжатся, что кровопролитие не будет остановлено, и что на самом деле все те решения, которые сейчас приняли в качестве деклараций, в качестве неких пожеланий в Минске, не смогут соответственным образом быть реализованными в жизнь. Пока отсутствуют какие-либо механизмы для их реализации. Если сопоставить все факты, слова и действия, то мы увидим, что, скорее всего, боевые действия продолжатся. Может быть, с каким-то незначительным перерывом, который Киев будет использовать для попыток наращивания своих вооруженных сил, проведения очередных этапов незаконной мобилизации, получения финансовых и материальных ресурсов от своих западных союзников, но, по сути, хозяев. А после чего он опять попытается перейти в наступление и решить эту проблему силовым путем.
Весьма красноречиво и показательно отреагировал на тезис о взаимном отводе тяжелых вооружений небезызвестный американский русофоб — сенатор Джон Маккейн. "Если это случится, свиньи начнут летать", — не известно, в ком именно усомнился он. Сбитый летчик Вьетнамской войны, он своим примером доказал, если они начнут летать, этого точно не случится. А, судя по настроениям истеблишмента США, они уже на взлете, хоть и называют себя "ястребами".