Автор Ольга Бугрова
В номинации "Лучший фильм на иностранном языке" у "Левиафана" четыре соперника, однако на их фоне работа Звягинцева выделяется как самая титулованная. В течение 2014 года она была представлена на множестве международных фестивалей и везде брала призы, начиная с мировой премьеры на 67-м кинофестивале в Каннах. У нее есть даже "Золотой глобус" от Голливудской ассоциации иностранной прессы. Это, по мнению критика Валерия Кичина, может повлиять на благосклонность киноакадемиков:
"Какой прогноз в этом году на "Оскара", сказать трудно, потому что есть сильный соперник – польский фильм Павела Павликовского "Ида". Он очень хорош. Я думаю, это два достойных соперника. Кто из них победит – предсказать не берусь, но победа на "Золотом глобусе" очень сильно повысила шансы на победу и на "Оскаре".
Вместе с тем Валерий Кичин полагает, что если фильм и получит столь престижную для режиссера и для страны премию "Оскар", то судьба самой картины Андрея Звягинцева уже не изменится:
"Я думаю, что "Левиафану" в принципе-то "Оскар" очень желателен, но не так чтобы очень нужен. Потому что такого количества крупнейших международных премий, какие он получил, редко какой фильм удостаивается. Быть номинантом "Оскара" уже считается огромной победой, и это обязательно отмечается на афишах фильма. Конечно, здорово, если он получит премию. Но дело уже как бы сделано – фильм уже оказался в ряду современной классики, в числе фильмов, которые надо смотреть обязательно".
Фильм Звягинцева посмотрели миллионы зрителей, и разброс оценок огромный: с одной стороны — "киношедевр", с другой – "киночернуха". "Левиафан" — это социально острая драма и одновременно притча, которая напоминает о священной "Книге Иова". Однако режиссер видит в Левиафане не только библейское чудовище, мелькнувшее на экране в водах Баренцева моря. Для него — это собирательный образ зла. Судя по оценке кинокритика Кирилла Разлогова, фильм Звягинцева – при всем его мастерском отличии – весьма репрезентативен для российского кино:
"Сейчас волна жестких картин, критически оценивающих условия человеческого существования, — иногда в абстрактном плане, как это сделано в "Левиафане", иногда конкретно. Но общий настрой лучших режиссеров можно назвать если не безнадежным, то пессимистическим, хотя "Левиафан" — картина абсолютно "безнадежная". Есть большая традиция классической русской литературы – описание мерзостей жизни, что тоже интересует современных художников и считается благородным занятием".
Примечательно, что среди нескольких литературных источников сценария "Левиафана" нет ни одного русского. А первотолчком кинозамысла послужила и вовсе реальная история, произошедшая в США. Работяга из Колорадо вступил в единоборство с местными властями и, защищая свою собственность, штурмовал на бульдозере муниципальные постройки, после чего застрелился. Вспомнят ли об этом американские киноакадемики, и пойдет ли это воспоминание на пользу фильму Андрея Звягинцева, мы скоро узнаем.