Соглашение, подписанное в Минске, предполагает, что в течение 30 дней Верховная рада примет постановление с указанием территорий, на которые распространяется особый режим самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. В том же соглашении четко указано, что эти территории будут определяться на основе линии, установленной Минском в меморандуме от 19 сентября прошлого года.
Несмотря на то, что все, казалось бы, четко оговорено, определение Киевом границ самоуправляемых территорий будет, скорее всего, сопровождаться большими сложностями. В этом уверена замдиректора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова.
"Я думаю, что это очень серьезный камень преткновения — несмотря на то, что строго определена дата, от которой нужно отсчитывать территории, контролируемые донецким и луганским ополчениями. Но есть все основания полагать, что киевское руководство и киевский парламент будут изо всех сил драться, чтобы максимально уменьшить эти территории. И, соответственно, максимально расширить свою юрисдикцию над остальной территорией. Конституционные изменения и утверждение этих позиций входит в компетенцию киевских властей, в том числе законодательной власти. А поскольку общие настроения внутри киевской политической элиты известны, мало уверенности в том, что эти изменения будут проходить быстро и безболезненно", — сказала Тамара Гузенкова в эфире радио Sputnik.
Сможет ли реально заработавший сейчас механизм "нормандской четверки" сгладить все эти сложности? Лишь частично, считает эксперт. Очень многое будет зависеть от позиции стороны, которая не входит в "четверку", но имеет определяющее влияние на Киев.
"Мне кажется, что авторитетом для Киева в гораздо большей степени является не столько "нормандская четверка", сколько Вашингтон и те консультанты и политики, которые регулярно приезжают оттуда в Киев. И мне кажется, что закулисные и отчасти публичные выступления американской бюрократии в значительной мере будут влиять на позицию Киева. Ближайшее время покажет, в какой степени Киев действительно заинтересован в установлении подлинного мира, и в какой мере их в этом будет поддерживать Вашингтон", — заключила Тамара Гузенкова.