Автор Михаил Шейнкман
Любопытно все-таки, как это ему удается. Чуть ли не ежедневно склонять Россию, обкладывать ее уже не только словами, но и войсками. А затем, как ни в чем не бывало, поднять трубку и соединить себя с Путиным, как сказано официально, "в целях сближения позиций по ситуации на Украине". Хотя, куда уж ближе, если друг друга уже через прицел видно. Сам Обама принял решение набрать Кремль или подсказал кто, главное, это был первый звонок за полгода. В известном смысле, контрольный звонок, учитывая накануне какой встречи в Минске он состоялся. Но в большей степени все-таки – ответный, если признать, что это по американским интересам на Украине уже звонит колокол.
В любом случае, факт знаменательный. Ведь при всем уважении к дипломатическим усилиям Меркель и Олланда на поведение Киева влияют не они. Обама потому и предварил "нормандский формат", чтобы напомнить, чье слово со стороны Запада будет определяющим. К тому же он, наверное, хотел узнать из первоисточника, к чему готовиться, и, может быть, убедиться, что абонент еще вполне доступен. Сам едва ли проговорился о наборе в американскую армию носителей украинского языка и о командировке в Киев военных инструкторов США для обучения карателей искусству убивать. Не поделился с Путиным и готовностью оказать вооруженную помощь хунте на 1 млрд долларов. На самом деле, к чему повторять то, что уже и пресса знает.
А вот о чем она не догадывается, так это о том, что именно они друг другу сказали. Пресс-релиз скуп и политкорректен: "Лидеры подчеркнули важность политического разрешения внутриукраинских проблем, скорейшего прекращения кровопролития, обеспечения законных прав и интересов жителей всех без исключения регионов Украины, включая юго-восток".
Администрация Обамы, правда, добавила от себя, что патрон напомнил о высокой цене, которую придется заплатить России. О том, куда в ответ мог направить его Путин, она не стала распространяться. У американского избирателя должно создаться ощущение, что Обама — отчаянный парень. Не побоялся связаться с самим Путиным. Хотя, похоже, для президента США этот звонок, как алиби. Теперь, если спросят, чем он занимался, когда нормальные лидеры пытались решать все дипломатией, ответит: говорил с Путиным о политическом урегулировании. По большому счету, для Обамы это попытка вскочить на подножку уходящего от него миротворческого состава. Скорее всего, для того, чтобы сорвать стоп-кран.
Тему продолжит эксперт-американист Юрий Рогулев.
— Как Вы считаете, к чему был этот звонок, и что именно мог сказать Обама Путину, а главное, зачем?
— Мне кажется, звонок Обамы нужно рассматривать в свете инициативы Германии и Франции по выводу переговорного процесса по Украине на некий новый уровень. Соединенные Штаты не принимают участие в этих переговорах. И, я думаю, что звонок Обамы можно рассматривать как некую такую компенсацию отсутствия Соединенных Штатов. Обама, видимо, счел необходимым заявить о позиции США и о своем отношении к вопросам, которые будут обсуждаться на переговорах.
— Штаты поставили перед собой почти шекспировский вопрос: бить или не бить. В смысле — по Донбассу американским оружием. Они могут ввязаться в эту войну еще и техникой?
— На данный момент перед переговорами и возможностью заключить какое-то перемирие, это, конечно, элемент давления. Но его нельзя воспринимать, как такой теоретический элемент давления. США довольно легко могут на это пойти. Потому что им это особенно ничем не угрожает – конфликт этот находится далеко. В общем и целом, они поступали так многократно и в предыдущие периоды. Главное при этом не забывать уроки истории. Если они ничему Соединенные Штаты не научили, тем хуже для Соединенных Штатов.
Стороны, как уверяет пресс-релиз, "договорились поддерживать контакты на различных уровнях". Но точно не в День Победы. 9 мая Обамы на Красной площади не будет. "Наверное, вас не удивит, что президент не планирует поездку в Москву", — отказался от его имени заместитель помощника президента США по нацбезопасности Бен Родс. Конечно, не удивит. Ему хватило переживаний в Дели. На параде в честь Дня республики при виде российских танков и самолетов даже свою вечную жвачку извлек изо рта. Зачем ему еще раз испытывать комплекс неполноценности. Тем более, если "США имеют военные решения любой проблемы в 21 веке". Это Обама сказал в интервью изданию Vox. Признав, что Штаты предпочитают "иногда выкручивать руки другим государствам для достижения своих собственных целей". Пока бесцельно.
На родине Обаму считают президентом — неудачником. О таком еще говорят, что он и на конкурсе неудачников занимает второе место. Хотя в его случае, даже третье. Он отказался приехать на День Победы только после президентов Литвы и Латвии.