В конце декабря 2014 года украинское госпредприятие "Энергоатом" и американская компания Westinghouse подписали договор о расширении эксплуатации ядерного топлива из США на украинских АЭС до 2020 года. Между тем, на атомных станциях Украины установлены реакторы российской и советской разработки, не рассчитанные на применение американского топлива. Опыт Восточной Европы, да и самой Украины, по замене топлива для АЭС далеко не однозначен. При использовании американского топлива на реакторах советского образца в Чехии и на Южно-Украинской АЭС были отмечены значительные технологические неполадки.
Общественные организации разделяют тревогу украинцев по поводу использования нового топлива. Госорганы же страны опровергают всяческие опасения. Со своей стороны, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин считает, что замена ядерного топлива на украинских АЭС на американское может привести к катастрофе.
"С точки зрения технологических решений это представляется полным бредом. Украина сегодня похожа на автовладельца, который внезапно решил поменять топливо в своей машине и вместо бензина пытается залить туда спирт. Чисто теоретически бензиновая машина может проехать на спирту, только потом это закончится крупным ремонтом. А с точки зрения АЭС это закончится катастрофой", — сказал депутат в эфире радио Sputnik.
Своими необдуманными решениями, как отмечает Максим Шингаркин, украинские власти ставят под угрозу жизни людей не только своей страны, но и всей Европы.
"Политики, которые сегодня определяют действия в этой области, они настолько технологически далеки от вопросов ядерной безопасности и они настолько зависимы от своих американских кукловодов, что ставят под угрозу жизни и здоровье десятка тысяч людей. И последствия затронут не только Украину, последствия могут быть и для Европы", — сказал депутат.
Украинские экологи обеспокоены также риском поражения ядерных реакторов в результате не утихающей войны в Донбассе и проектом создания недалеко от Киева хранилища ядерных отходов. Депутат считает эти опасения обоснованными.
"Сегодня на Украине работают 15 энергоблоков на четырех действующих объектах атомных станций. Боевые действия ведутся на территории страны, где находятся действующие АЭС. И мы оказались в ситуации необходимости обеспечения безопасности этих атомных станций. Я говорю "мы", потому что в случае любой аварии, в случае осуществления диверсии, в случае возникновения иных нештатных ситуаций, выход радиоактивности будет сравним с чернобыльским или с фукусимским", — заключил Максим Шингаркин.