Автор Мария Балябина
На берегу Ладожского озера возле Санкт-Петербурга стоит необычный памятник в виде разомкнутого кольца. Здесь разрывалась блокада Ленинграда – именно в этом месте на лед спускалась Дорога жизни. Тысячи человек рисковали собой, чтобы вывезти людей из осажденного города или доставить туда продукты и топливо.
Спустя месяц после того, как Ленинград был взят в кольцо, появились первые конкретные планы по прорыву – пусть и частичному – блокады. Выход из этого положения был только один – проложить дорогу от Ленинграда до Кобоны – деревни на другом берегу Ладожского озера. Осенью эвакуированных ленинградцев переправляли на баржах. Зимой решено было прокладывать трассу прямо по льду.
Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров. Трассу прокладывали по принципу наименьших глубин – там лед прорывался реже. Так осенью 41-го появилась военно-автомобильная дорога №101. Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября. Он привез в город 63 тонны муки. Начало было положено. По мере того, как лед креп, по этому маршруту начали ездить и грузовики. Уже 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, рассказывает заведующая научно-выставочным отделом Музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева:
"22 ноября 1941 года попытались начать перевозки по льду Ладожского озера, лед был очень нестабильным, на лед выходили только лошади, и если выходили полуторки-машины, то очень много их ушло под воду, грузили продовольствия на них очень мало. К грузовикам еще привязывали сани, в них по несколько мешков клали. А главное, что в город нужно было не только продовольствие завозить. Там не хватало топлива для электростанций, нужно было печь хлеб, хоть элементарно давать куда-то свет. Даже те перевозки, которые могли осуществляться, только наполовину были продуктовыми".
Дорога жизни стала спасением для многих ленинградцев, которые отправились в эвакуацию – по льду Ладожского озера удалось вывезти больше 500 тысяч человек. На Дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Это и водители, и механики, и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни, рискуя или уйти под лед, или стать жертвой вражеских обстрелов. Фашисты использовали авиацию и артиллерию, чтобы уничтожить машины и грузы и разрушить трассу. В первую зиму советские истребители провели над Ладогой 143 воздушных боя с противником, а системы ПВО сбили 51 фашистский самолет. Но парализовать военно-автомобильную дорогу врагу не удалось. До марта 1943 года по ней шли обозы, которые помогли спасти Ленинград, рассказывает старший научный сотрудник Музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" Олег Суходымцев:
"Со второй половины января 42-го пошло увеличение доставки грузов, что и позволило 25 января увеличить нормы. До 25 января была самая низкая норма – 125 граммов блокадного хлеба. А потом пошло 250 и на увеличение. Дорога жизни позволила не только снабжать Ленинград продовольствием, но и боеприпасами, и переправлять живую силу – как в Ленинград, так и из города. В октябре-декабре из Ленинграда войска ухолили на большую землю. А когда началась подготовка к прорыву блокады – Синявинская операция, операция Искра, — то в Ленинград завезли много солдат и боевой техники".
Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни – от обстрелов или на тонком льду. Машины – легендарные "полуторки" ГАЗ – доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.