Автор Михаил Шейнкман
Еще не все толком усвоили, на какой именно слог приходится ударение в названии СИРИЗА, но уже все понимают, что это будет за ударная сила. Пока Греция опять проснулась в еврозоне. Но теперь совсем в другом настроении.
Четверть трудоспособного населения страны по-прежнему не пошли на работу. А те, у кого она есть, пошли, чтобы получить все те же средние 500 евро. Но стремительность Алексиса Ципраса и тех, и других заряжает уверенностью. Даром, что грек, он ворвался во власть в традициях Юлия Цезаря. Еще в понедельник утром досчитывали голоса, а вечером он уже давал присягу премьера. В этой стране так можно. А ему – нужно, чтобы не терять ни минуты. Клялся не на Библии – убежденный атеист, на Конституции. Хотя мог подложить под Основной закон и сборник древнегреческих мифов. Его собственная история — как один из них. С эпическим началом.
Когда партии "Новая демократия" и ПАСОК впервые взошли на политический Олимп, дельфийский оракул, обратись они к нему, предупредил бы, что вместе с их победой родилось и их поражение. Ципрасу сегодня ровно столько, сколько они правили Грецией. В свои сорок он совсем не Геракл. Но, может быть, Элладе сейчас больше нужен Одиссей. Несмотря на благородство заявленного курса, он все же выглядит слишком рискованным. Пресловутая "большая тройка" — ЕС, МВФ и Европейский Центробанк – это и Циклоп с односторонним взглядом, и Сцилла с Харибдой. А, если добавить к ним всякого рода "селен" из Брюсселя и главных европейских столиц, то получится та еще компания.
Надо полагать, что новый греческий премьер знает, что со всем этим делать, чтобы, уже став легендой, не остаться мифом новой Греции. Пока не похоже, чтобы кредиторов смутил его триумф. А это значит, что одних угроз в стиле "кому я должен, я всем прощу", едва ли будет достаточно. Насколько можно судить, ЕС решил на них не поддаваться. От Ципраса ждут первого хода. Каким он будет, еще не известно. Но даже отмена режима жесткой экономии – это уже отказ от кабальных обязательств. Не говоря уж о замораживании выплат по распискам. Их у Греции аж на 320 млрд евро.
Пока стороны только взошли на ринг. Достаточно наговорив друг другу перед боем, они начинают оценивать возможности соперника. У правительства Ципраса — не только убойная левая, но и очень неприятная правая. Он вступил в альянс с националистической партией "Независимые греки". В числе прочего, они требуют от Германии репарацию за ущерб в годы Второй мировой войны. Денег, говорят, как раз хватит на полный расчет по долгам. Вряд ли для Берлина это вариант. Но что-то обнадеживающее и для него, и для Брюсселя в этом есть. Все-таки СИРИЗА вступила в коалицию не с коммунистами. Даже для ультралевых их намерение выйти из ЕС оказалось слишком радикальным.
Продолжит тему главный редактор издания "Геополитика" Леонид Савин.
— После выборов в Греции ЕС оказался в чрезвычайно пикантном положении. Уступить грекам — значит показать другим, что с ним можно разговаривать с позиции силы. Но и оставаться непреклонным чревато. Как поведет себя Брюссель?
— Я думаю, что предстоят очень сложные переговоры. И не только с Брюсселем, но и с другими членами ЕС. И будет разрабатываться новый подход. Греки считают, что виновата во всем Германия, потому что она использует свое право влиять на рынки сбыта. Но Германии, по большому счету, на Грецию наплевать и угрозы выхода из зоны евро для Берлина ничего не значат. Скорее всего, в процессе переговоров будет идти жесткое противостояние между этими игроками: слабой Грецией и сильной Германией.
— Какой компромисс возможен? И если не он, то что? Готов ли Ципрас идти до конца?
— Скорее всего, компромисс возможен. Во время предвыборной кампании СИРИЗА использовала популистскую риторику. Но сейчас, наверное, они пойдут на какие-то уступки, которые будут предлагать и МВФ, и Всемирный банк, и европейские акторы. Греки нуждаются в серьезных ресурсах. И если не Европейский союз, то придется обращаться либо к арабским заемщикам, либо к Китаю, либо к России.
Внешне они в разной весовой категории: легкая, если не сказать худая Греция и громоздкий, неповоротливый Евросоюз. Со своими секундантами он, конечно, раздавит ее. Если догонит. Преимущество правительства Ципраса – это скорость и маневренность. Порхая как бабочка, не обязательно жалить как пчела. Достаточно просто упорхнуть. И когда говорят, что стороны приняли боевую стойку, надо иметь в виду, что для Афин это может быть и низкий старт. Иногда лучший способ одолеть соперника – уйти от него.