Узбекистан получит почти 330 американских бронемашин. Заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Дэниэл Розенблюм сообщил, что поставки начались в декабре и продлятся несколько месяцев. Он уточнил, что Узбекистан — единственная страна региона, которой США передают такую технику.
Поставками бронетехники Вашингтон надеется проложить путь для возвращения американских военных в Центрально-Азиатский регион, считает директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
"После поражения в Афганистане США теряют влияние в регионе Центральной Азии. А они не хотят оттуда уходить по целому ряду причин. В том числе из-за непростых отношений с Россией и из-за того, что, как они предполагают, им придется серьезно заниматься сдерживанием Китая. Поэтому США пытаются закрепиться в регионе и используют передачу техники, чтобы укрепить свое влияние. Сейчас США будут решать вопрос о возобновлении в регионе постоянного военного присутствия. До недавнего времени у них была в Центральной Азии точка такого присутствия – база Манас под Бишкеком. Теперь этой базы больше нет, и они будут искать новую площадку", — сказал Алексей Пилько в эфире радио Sputnik.
В качестве новой точки опоры для себя в Центральной Азии США явно хотят видеть Узбекистан. Выбор здесь в некотором смысле заранее предопределен, считает эксперт.
"В Центрально-Азиатском регионе – пять государств. Казахстан – это союзник России по ОДКБ. Кыргызстан стремится в Евразийский экономический союз, укрепляет отношения с Россией и только что избавился от американской военной базы. В Таджикистане находится крупнейшая российская военная база за пределами территории РФ – 201-я база. Туркменистан имеет официальный статус нейтрального государства. Кто остается? Остается Узбекистан", — говорит Алексей Пилько.
До 2005 года в Узбекистане была американская база — в Ханабаде. Но после событий в Андижане, когда США фактически поддержали антигосударственный мятеж в Узбекистане, Ташкент добился вывода базы. Сейчас Вашингтон, несомненно, будет пытаться вернуть себе базу на территории республики, считает эксперт.
"Она им нужна, прежде всего, не столько из-за сохранения минимального американского присутствия в Афганистане, сколько ради демонстрации флага, как послание другим мировым игрокам о том, что США не намерены уходить из Центральной Азии. И в этих условиях, конечно же, американцы будут активизировать диалог с Ташкентом и пытаться убедить администрацию Каримова предоставить территорию для военной базы", — отметил Алексей Пилько.
Но, по мнению эксперта, вряд ли у Вашингтона это получится. Ташкент, скорее всего, постарается сохранить определенный баланс между Вашингтоном и Москвой.
"Российско-узбекские отношения находятся на очень неплохом уровне. Узбекистан и Россия сотрудничают по многим вопросам. Ташкент собирается подписывать соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. В случае обострения обстановки в регионе, например, из-за окончательной дестабилизации в Афганистане, никто, кроме России, в военном плане помочь не сможет – и в Ташкенте прекрасно это понимают. Поэтому, полагаю, что руководство Узбекистана 10 раз подумает, прежде чем идти на такое интенсивное военное сотрудничество с США, которое предполагает размещение постоянной военной базы. Какое-то сотрудничество другого плана, конечно, может быть – обмен разведывательной информацией, та же поставка техники. Но размещение постоянной военной базы – вряд ли", — считает Алексей Пилько.