Автор Мария Иванова
Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут. Киплинг писал эти слова обо всем мире, о столкновении и противоречии цивилизаций. Но новые реалии заставляют искать здесь новые смыслы. Запад и Восток не могут сойтись даже в пределах одной страны – Украины, хотя там их не разделяет ни национальность, ни вероисповедание. Только взгляды на жизнь.
О том, что на Украине когда-то была единая нация, которая единодушно и без противоречий идентифицировала себя как украинцев, говорить очень сложно, если вообще возможно. Страна с самого начала самостоятельной жизни не могла наладить отношения двух своих регионов. И неудивительно, ведь изначально она была искусственно собрана из разных частей. Несмотря на то, что паспорта у всех жителей теперь одинаковые, менталитет у запада и востока разный. И передается он из поколения в поколение, так что найти рациональные истоки вражды уже очень сложно.
Тем не менее, удивительно, что жители одной страны, которые с виду отличаются только наличием или отсутствием вышиванки, могут ненавидеть друг друга настолько, что дело доходит до убийств. Причина, вероятно, в том, что они никогда не ощущали свою принадлежность к одной и той же нации. Жители запада, близкого к Польше, ассоциируют себя с центром Европы, а жители востока, который граничит с Россией, уверены в том, что они – часть большого русского мира. Пока разность этих взглядов не стала влиять на внешнюю политику страны, бытовые противоречия удавалось сдерживать. Хотя дружбы так и не получилось.
Теперь же, когда Украина стала метаться на распутье между Европой и Россией, восток и запад вспомнили былые обиды и политическое противостояние восприняли как свою личную войну. И в обозримом будущем подружить их не удастся, считает украинский политический эксперт Владимир Скачко:
"Пока есть заказ на разделение страны, пока взят курс на подавление восточной части западной так называемой проевропейской частью, это возможно только в том случае, когда неонацисты раздавят юго-восток. Когда население юго-востока и "пикнуть" не сможет, тогда и будет единая нация, которую определил еще Адольф Гитлер – одна нация, одно государство, один фюрер. Это уже пропагандируется на Украине 23 года".
Похоже, все эти годы Украина рассматривала только один способ сплотить нацию – отдать полную власть западу или востоку. Не объединять разных людей общей идеей, не делать хорошо для всех, а подавлять и доминировать. Противоречия еще больше подогревает геополитическое положение страны, которая находится между Европой и Россией. Хотя, казалось бы, при мудром руководстве это можно было бы использовать на благо не только Украине, но и всему миру. Страна могла бы стать интеграционным мостом между Западом и Востоком. Но сейчас об этом не может быть и речи, полагает директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова Владимир Шаповалов:
"Политические элиты, пришедшие к власти в результате переворота, своей политикой, по сути, разрушили возможность такого рода позиционирования Украины. А именно позиционирование в качестве связующего элемента является наиболее естественной и выгодной для Украины, украинского народа ролью в мировой экономической и политической системе. К сожалению, все действия нынешних политических элит Украины говорят о непонимании этого и о нежелании следовать этой естественной геополитической и геоэкономической роли".
Донбасс отчаянно сражается за право иметь собственную точку зрения и остаться востоком, не похожим на запад. В конце концов, живет же Швейцария с четырьмя национальными регионами, и никаких конфликтов на этой почве не возникает. Но Украина, очевидно, выбрала другой путь.