Автор Михаил Шейнкман
Сработало. Проевропейские партии Молдавии уже практически готовы признать коммунистов своими. Накануне состоялся пилотный раунд консультаций о создании так называемой "широкой коалиции". Всего-то и надо было ПКРМ потерпеть, пока их идеологические противники окончательно рассорятся между собой. Полтора месяца после парламентских выборов они пытались делать вид, что все идет по плану. Но в начале недели лидеры либерал-демократов Филат и демократов Лупу открыто признали, что переговоры зашли в тупик.
Отсутствие Гимпу уже красноречивей всяких слов указывало на то, из-за кого. Но Лупу все-таки уточнил, что это именно либералы настаивают на распределении всех государственных постов, претендуя на должность президента, которая и вакантной-то станет лишь через год. Торговаться, тем не менее, будут и с ними, но приоритет все же теперь у ПКРМ. Тем паче, что уже первое приближение все назвали весьма успешным.
Коммунисты могут собой гордиться. С их стороны это был классически разыгранный политический гамбит. "Верные ленинцы" осознанно сбились с курса и пожертвовали количеством ради повышения в качестве. Конечно, они понимали, что резкий разворот от Таможенного союза в европейское будущее прямо накануне выборов обернется потерей электората и будет стоить им мест в парламенте. Но чтобы оказаться на высоте положения, иной раз достаточно и одного кресла. Президентского. Именно претензию на него лидер ПКРМ Воронин теперь и выставляет своим условием вхождения в коалицию. Его приверженность евровектору лишает прозападные партии формальных оснований для отказа. Они, естественно, остаются идеологическими антиподами. Но не будут же власти давить на политические расхождения в ситуации, когда и страна, и, что гораздо важнее, внешние покровители требуют от них результатов.
Между прочим, это же именно коммунисты в свое время взяли курс на Европу. И это при них число сторонников евроинтеграции было максимальным. Их сменщики, несмотря на агрессивную прозападность, уменьшили его до исторического минимума. Впрочем, ПКРМ берут совсем не потому, что она знает, как. А потому, что без нее никак конституционное большинство не набирается.
С Гимпу же каши не сваришь. Партнеры не хотят уступать ему потому, что, во-первых, он поставит ультиматум на поток. А, во-вторых, это все равно не сделает альянс более устойчивым. С либералами всегда будет балансировать на грани распада. Коммунисты тоже не подарок. Но хотя бы какое-то время они будут довольствоваться уже тем, что их вернули во власть. Если, конечно, вместе с гамбитом они не разыграли и ее своей преданностью евроинтеграции. Теперь они о Таможенном союзе даже не заикаются. Но это, как в том анекдоте, еще не говорит о том, над кем именно они сейчас издеваются. Не исключено, что ПКРМ вошли в доверие только для того, чтобы разрушить коалицию изнутри. Они так часто меняли свою ориентацию, что им не составит труда сделать это еще раз.
Тему продолжит из Кишинева политолог Виталий Андриевский.
— Какова вероятность создания так называемой "широкой коалиции", и на какие уступки должны будут пойти и коммунисты, и демократы с либерал-демократами?
— На самом деле, демократы с либерал-демократами идут на единственную уступку — они отказываются от своего прежнего лозунга "Молдова без коммунистов!". Если говорить о перспективах такой коалиции, то сегодня 50 на 50. Сегодня больше шансов на то, что это будет так называемая плавающая коалиция. Но для либерал-демократов и демократов это не самый хороший вариант потому, что такая плавающая коалиция в любой момент может развалиться. Но не исключено и то, что такие усиленные контакты с коммунистами, это сигнал для либералов Гимпу, чтобы они были менее требовательны в своих желаниях.
— Насколько можно судить, главный камень преткновения — это пост президента. Можно ли предположить, что до выборов ситуация будет, что называется, ни войны, ни мира?
— Это проблема. И без коммунистов эту проблему не решить. Поэтому этим двум партиям гораздо выгодней договориться с коммунистами потому, что это сразу решает проблему выборов президента. Что касается идеологии: говорят, как коммунисты могут войти в такую коалицию и поддержать ее? Нельзя быть чуть-чуть беременным. Если коммунисты уже заявили, что они согласны сотрудничать с властью по каким-то вопросам, значит, они готовы к контактам.
Если без коммунистов правящий альянс прослыл лебедем, раком и щукой, то с ПКРМ среди них появится еще и Воронин. Если он станет президентом, то к неподвижному возу добавится и его политический вес. Зато хоть одному человеку в этой стране будет хорошо там, где он есть.