Автор Михаил Шейнкман
Все проходят, прошли и эти. Европейские лидеры, продемонстрировав на "марше миллионов" "историческую", как ее окрестили, солидарность с Францией, разошлись по собственным столицам, чтобы держаться от нее подальше. Хоть ЕС для них и общий дом, но в большой семье замком не щелкай. Теперь каждый крепит свою безопасность в силу собственных представлений о ней. Армия Пятой республики впервые в условиях мирного времени выходит защищать страну в полной боевой готовности. Великобритания заявляет о новых беспрецедентных мерах внутренней самообороны. Германия объявляет об ужесточении законодательства. Бельгия усиливает арсенал спецслужб.
Но на слуху у всех Испания. Это она посчитала возможным увидеть Париж и умерить свободу передвижения в ЕС. По словам министра внутренних дел Хорхе Диаса, она облегчает перемещение экстремистов в любую страну. Мадрид поэтому собирается вернуть контроль на своих границах, а в дальнейшем ратовать за пересмотр Шенгенского соглашения. Оно исключает внутренние кордоны в принципе. Это, пожалуй, самая радикальная мера предосторожности.
Но удивляет даже не столько она, сколько молчание, с которым ее встретили союзники. Брюссель, правда, попытался было сгладить углы. Но невнятные объяснения представителя Еврокомиссии о том, что шенгенские правила и без всяких терактов предписывают контролировать документы всех въезжающих на территорию Евросоюза, лишь усилили подозрения на то, что не только Испания жаждет стать исключением из этих правил. Скажем, тот же Кэмерон еще до французского кошмара выступал за ужесточение миграционного уклада ЕС, угрожая сделать это в одностороннем порядке. Теперь и у него есть основания перейти от слов к делу.
Похоже, страны единой Европы решили защищаться не только от терроризма, но на всякий случай и друг от друга. Это едва ли страх или паника. Скорее, нервы. И неуверенность в общей способности постоять за себя. Собственно, ЕС, по большому счету, толком и не знает, как это делать. Сообща он защищал свои ценности где угодно, но только не на своей территории. И то исключительно под контролем США. А их президент, между прочим, в Париж на марш солидарности не прилетел. Как объяснили в Белом доме, из соображений безопасности. И эта предосторожность Обамы для ЕС, пожалуй, гораздо красноречивей и тревожней, чем все разговоры и слухи о "спящих ячейках" и новых терактах.
Тему продолжит эксперт Международного Института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
— После объединительного марша в Париже европейские лидеры бросились укреплять безопасность своих стран по отдельности. Значит ли это, что страны ЕС сомневаются в способности справиться с терроризмом сообща?
— Вообще, в ЕС нет структур, которые сообща занимаются борьбой с терроризмом. И это одна из основных проблем Евросоюза. Он проводит единую миграционную политику, а вот единой политики безопасности до сих пор не существует.
— Испания предлагает даже ввести внутренние кордоны, вопреки правилам Шенгена.
— Да. И даже не понятно, кого собирается Испания проверять на границе. Граждан ЕС? Но тогда это противоречит всем достигнутым документам, соглашениям. Если она собирается проверять граждан третьих стран, вполне возможно, что эта мера будет иметь какой-то смысл. Но мы видим, что "французские" террористы были гражданами ЕС. И поэтому такая мера может оказаться неэффективной.
— Тем не менее, коль разговоры об этом пошли, можно ли предположить, что все это может привести к пересмотру Шенгенского соглашения вообще?
— Я думаю, что в каких-то деталях это возможно. Потому что коммуникации между спецслужбами европейских стран все еще продолжают желать лучшего. Это требует объединения баз данных. А объединение баз данных предполагает, что у всех стран будет абсолютно одинаковый подход. Но сейчас принципы и основы такой деятельности не выработаны.
Заявление Мадрида пока – больше эмоции, чем конкретика. Не совсем понятно, например, будет ли пересмотр правил передвижения временной или постоянной мерой. И насколько эффективными окажутся такие перемены. Глава МВД Диас, обещая ужесточить контроль на испанских рубежах, уточнил, что проверка допустима лишь в случае "обоснованного риска или подозрений, что это могут быть террористы". Но учитывая состояние, в каком сейчас пребывает вся Европа, угроза может мерещиться в каждом. Ведь никогда прежде не было даже намека на посягательство на одного из китов устойчивости ЕС – свободы передвижения. Хотя, судя по тому, как Евросоюз реагирует на вызовы, держится он все-таки не на китах и не на слонах, а на черепахе. И при этом все еще думает, что это солнце должно вращаться вокруг него.