Автор Михаил Шейнкман
Ох, не к добру лидер оппозиционной Коалиции радикальных левых СИРИЗА Алексис Ципрас назвал "историческим днем" провал выборов президента Греции. Это из-за бескомпромиссных и согласованных действий таких, как он, троцкистов, маоистов, марксистов и прочих еврокоммунистов, парламент накануне и с третьей попытки не смог избрать главу государства, а потому должен быть распущен. Как ни старалось правительство Антониса Самараса заинтересовать независимых депутатов, как ни соблазняло колебавшихся, утвердить в высшей должности 73-летнего Ставроса Димаса не получилось.
Оппозиция назвала это первым и определяющим поражением правящего альянса партий "Новая демократия" и ПАСОК. Ципрас уже не сомневается, что последний гвоздь в их политический гроб он забьет на досрочных парламентских выборах 25 января.
Эксперты теперь тоже называют смену власти весьма вероятной. Опросы уже сулят победу СИРИЗА, пусть и опережает она партию премьера на несущественные 2,5-3,5%. Минимальный разрыв лишь усиливает предвкушение ожесточенной борьбы.
Причем, не только за Грецию. На ее карту поставлена судьба всего ЕС. Не случайно, когда Ципрас после провального голосования за президента объявил о том, что "счастливое будущее уже началось", в первую очередь, занервничали в Брюсселе. Коалиция левых последовательно отстаивает идею списания большей части 240-миллиардного кредита, а также выступает за отказ от навязываемых Евросоюзом мер жесткой бюджетной экономии. В случае прихода к власти партия угрожает объявить дефолт, если Греции не отпустят хотя бы часть огромного долга. Ципрас утверждает, что без этого экономика никогда не придет в норму.
Однако международные финансовые институты – это не школа гуманности. Ни ЕС, ни МВФ прощать грекам долги не намерены. Поэтому греки могут простить себя сами. Для того, ведь, и придуман дефолт, чтобы отказываться от обязательств. "Его объявление на протяжении всего кризиса в еврозоне являлось табу. Но возможная победа партии СИРИЗА может сделать его очень вероятным", — пишет британская "Тайм". А то, что Греции хорошо, Евросоюзу — смерть. Дефолт в одной стране может не только привести к ее исключению из еврозоны, но и потянуть за собой цепную реакцию. После Афин слишком многие поймут, что, оказывается, и так можно.
Кроме этого, эксперты допускают, что смена правительства в Греции придаст новый импульс развитию левых сил в Европе. И это уже будет совсем не призрак коммунизма, а ремейк на тему "мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем". Так что, у Ципраса есть все основания возомнить себя Цезарем. Тот, конечно, был римлянин. Но он тоже для начала стал первым в Греции. А потом перешел Рубикон.
Тему продолжит завотделом Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин.
— Насколько вероятна победа в Греции Коалиции радикальных левых и насколько это опасно для Евросоюза?
— Считается, что шансы на победу достаточно велики. Но я не говорил бы, что эта победа нанесла бы какой-то существенный удар по Европейскому союзу в целом. Но, конечно, это была бы, во-первых, проблема сохранения политики строгой экономии в Греции. А, во-вторых, будут сложные и не вполне понятно, насколько перспективные, переговоры между вот этим гипотетическим "левацким" правительством и органами ЕС.
— Партия СИРИЗА обещает в случае своей победы дефолт. Как это отразится на еврозоне?
— Если мы говорим о развитии ЕС, о развитии отдельно взятой еврозоны, то надо помнить все-таки о том, что еврозона – это порядка 340 миллионов человек. И Греция – лишь ее одна тридцать четвертая. Не надо думать, что это какой-то вселенский масштаб, если мы берем еврозону в целом. Но, понятно, что для любой валюты некий процесс внутри из стран, которые эту валюту используют, это негатив, который может сказаться на положении этой валюты по отношению к другим валютам. Но я не преувеличивал бы этой разрушительной силы.
Многомиллиардные долги, конечно, это не Авгиевы конюшни. Но, похоже, чтобы разгрести их, Греции нужен подвиг. Геракла или, на худой конец, Тесея. Иначе, видимо, Прокруста, что урезает ее бюджет по всем статьям, не победить. Только разбойник этот живет не в Афинах, а в Брюсселе. А Эллада лишь мифами полнится. В числе прочих уже и о том, что "в Греции все есть". На самом деле, "в Греческом зале, в Греческом зале… мышь белая". И та повесилась.