Автор Михаил Шейнкман
"Севастополь" и "Владивосток" остаются Парижу. Российские экипажи покидают эти "Мистрали" на "Смольном". Это — учебное судно. Почти четыреста моряков полгода, практически безвылазно, привыкали к плавучим казармам. Учились управлять, маневрировать, жить. Корабли были для них и доком, и домом. Но так и не стали родиной, на стражу которой эти вертолетоносцы и планировались. Они ждали, ждали, пока не дождались.
Теперь у матросов – нет вопросов. Как нет больше и смысла ловить у моря погоду, если ее делают люди. Причем, за океаном. Одна из французских газет со ссылкой на собственные источники утверждает, что российские моряки отчаливают из порта Сен-Назер с концами. Компания, отвечающая за постройку "Мистралей", уже подтвердила эту информацию. Это значит, что неприятная история, заставляющая краснеть если не Францию, то французов, подходит к завершению.
Она может остаться в толковых словарях. Например, иллюстрацией понятия "нюанс". Хрестоматийным, скажем, может стать такое объяснение. У Москвы "Мистрали" во Франции, и у Парижа эти же "Мистрали" во Франции. Но есть нюанс. Москва без них обойдется. А вот Парижу теперь с этим жить. Свой единственный шанс "сплавить" эту проблему Олланд упустил навсегда. Вместе с кораблями-заложниками на мокром месте оказалась и его репутация. То, что преподносилось как самостоятельное решение, от начала и до конца было "торжеством" беспрецедентной для Пятой республики покорности.
В дебюте этой партии за президента Франции все придумал Вашингтон. В эндшпиле за него все сделал Путин, когда в аэропорту Внуково после мимолетной встречи с Олландом объявил, что зла на него не держит, но деньги надо будет отдать. Наверное, в тот момент Москва уже знала, какой она сделает решающий ход. Точнее, уход.
Елисейский дворец и после этого может сколько угодно прикрывать малодушие и нечистоплотность ситуацией на Украине. Но, видимо, на его позицию, скорее, повлияет ситуация в самой Франции. Она изменится раньше. Через два с половиной года выборами нового президента. К тому времени, правда, Москва уже выиграет суд о возмещении материального ущерба и неустойки за срыв контракта. Так что, Россия, в любом случае, с "Мистралями" или без них, останется на плаву. А репутацию Франции еще не скоро поднимут со дна.
Продолжит тему эксперт Института мировой экономики и международных отношений Кира Зуева.
— Мы оставляем "Мистрали" навсегда или все-таки возвращение возможно?
— С французами, как выяснилось, очень трудно иметь дело. По-видимому, этот вопрос еще нельзя считать окончательно решенным. Франция оказалась в затруднительном положении. Американцы использовали максимум, чтобы надавить на Францию в этом вопросе. Французы не хотят быть так сильно привязанными к решениям США, хотят проявить какую-то свою самостоятельность. Кроме того, для них это вопрос материальных убытков очень серьезных. Как видим, Олланд мечется от одного решения к другому. Так что, я думаю, что в этом плане какие-то подвижки еще могут быть.
— Все указывает на то, что Россия для себя закрывает эту тему. Но во Франции, наверное, она еще будет играть. Чем эта история закончится для Олланда, для Пятой республики вообще?
— Надо честно признать, что Олланд не очень сильный политик оказался. Он сейчас под огнем критики не только по внутренним проблемам, но и по внешним. Кстати, по "Мистралям" его очень критикует Саркози. Так что не только внутренние проблемы давят на Олланда, но и его неуверенность во внешнеполитических шагах. Она тоже не способствует укреплению его авторитета на международной арене. И авторитет Франции, конечно, пострадает, если она откажется от этого контракта.
Как заявляют источники в министерстве обороны России, официально контракт по "Мистралям" пока остается на плаву. И нет ничего проще, чем отправить экипаж обратно во Францию. Все зависит от того, что подскажет Парижу его совесть, а не "доброжелатели". И вроде бы для него это глагол одного действия: вернуть моряков России или вернуть деньги России. Но есть нюанс.