Автор Ольга Бугрова
Крупнейшее художественное собрание России — Эрмитаж входит в пятерку мировых музеев-гигантов, какие вряд ли будут созданы когда-либо еще. Это универсальный музей, где с энциклопедической подробностью представлена вся культурная история Земли, начиная с доисторических времен и заканчивая нашими днями, объединяя памятниками искусства все части света.
Эрмитаж состоит из 11 зданий, включая роскошные исторические дворцы и современное фондохранилище, открытое для посещений. Это три миллиона раритетов, которые ежегодно осматривает более трех миллионов человек. В последние годы музей интенсивно расширяется – увеличиваются его коллекции, растет и мастерство музейщиков в эффектном представлении экспонатов, о чем не без гордости говорит главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаскина:
"У нас каждый год есть новые поступления. Это и дары, это закупки, это археологические экспедиции. В среднем коллекция Эрмитажа в год пополняется экспонатами до трех тысяч единиц. У нас хранятся удивительные вещи. И когда мы их представляем в каком-то новом ракурсе, это всегда можно считать лучшей жемчужиной".
Эрмитаж прирастает не просто экспонатами, а целыми отделами. С 2012 года в музее открылся отдел современного искусства, в котором коллекционируются работы художников XX века и наших дней. Смелый шаг академического музея навстречу актуальному творчеству удивил многих, но руководитель отдела Дмитрий Озерков видит в нем следование музейной традиции:
"Современное искусство — это то искусство, которое станет историей завтра. Всякое старое искусство когда-то было современным, то есть когда-то художники были современниками своих зрителей. И в этом смысле логика создания такого отдела вполне естественна – это логика продолжения исторической линии. Если такого отдела нет, то музей устает, становится архивом, а не живым организмом".
Важнейшая на сегодня стратегия Эрмитажа заключается в том, чтобы как музей мирового значения он широко присутствовал в России и мире. На протяжении уже второго десятилетия Эрмитаж открывает свои филиалы, среди которых наибольшую известность приобрел "Эрмитаж на Амстеле" в Амстердаме.
"Эрмитаж в Петербурге не заканчивается. У нас есть эрмитажные центры. В России это Казань, Выборг, Екатеринбург, Омск, Владивосток. Кроме этого, идет работа над центром в Барселоне, существует центр "Эрмитаж — Италия", который из Феррары сейчас переехал в Венецию, и существует очень важное место притяжения в Израиле, в Иерусалиме. Есть еще Лондон – там когда-то был выставочный центр, сегодня он работает как центр научных исследований".
Современный Эрмитаж – это государство искусства, которое проводит собственную художественную политику, выстраивает международные отношения, как и положено государству, заботится о населении – то есть о посетителях музея – и, конечно, обладает развитой информационной структурой. У музея есть собственные периодические издания, телеканал и радио "Эрмитаж", сообщающее каждое утро: "В Петербурге 10 часов 30 минут. Открылись двери Государственного Эрмитажа".