Автор Илья Харламов
Попытки Вашингтона обложить Россию санкциями со всех сторон, чуть ли не по всему периметру ее государственной границы, терпят одну досадную неудачу за другой. И особенно – в Азии. Недавно американские гонцы с этой целью приезжали в Пекин – склонять китайское руководство вступить с ними в "санкционный сговор". Не вышло: китайцы древний и мудрый народ. И в такие игры предпочитают никогда не играть. Тем более с соседней Россией – одним из своих ключевых партнеров. Визит Владимира Путина в Индию для Вашингтона стал еще более неприятным сюрпризом.
И ведь, правда, как обидно! Американская политическая верхушка очень настойчиво просила Нью-Дели, также как и многие другие мировые столицы, воздержаться от активного развития отношений и политического диалога с Москвой. Дескать, нечего сотрудничать со всякими там злодеями и агрессорами. Однако получилось ровно наоборот.
За месяц до визита в Индию Барака Обамы, который, наверняка, заготовил для индийских партнеров весомые антироссийские аргументы, в эту страну приехала внушительная российская делегация во главе с президентом. Так что, свои аргументы Обаме придется оставить при себе. И, в первую очередь, потому, что дальнейшее наращивание российско-индийского партнерства, которое не случайно называется стратегическим и особо привилегированным, скреплено теперь более чем двумя десятками новых договоров и соглашений. И носят они не только юридический, но и политический характер.
Россия и Индия открыто демонстрируют – они дружественные государства с далеко идущими планами и близким, а зачастую и совпадающим видением глобальных процессов. Как бы это ни было "больно" для Соединенных Штатов, действующих по принципу "разделяй и властвуй". Владимир Путин сразу после переговоров заявил: Индия – безусловный внешнеполитический приоритет для Москвы. А индийский премьер Нарендра Моди назвал Россию великой страной, на которую его родина может всегда опереться, и выразил особое уважение к российскому лидеру. Наверняка, в Вашингтоне многие передернулись, а кое-кто и поморщился.
Практические результаты визита Путина в Индию, который уже назвали историческим и прорывным, действительно, впечатляют. Впервые заключен долгосрочный контракт на поставку с 2015 года в эту страну российской нефти. Речь идет о 10 млн тонн сырья в год с возможностью увеличения этого показателя и пролонгации десятилетнего договора. И для России, и для Индии – это знаковое событие. Россия выходит на новый перспективный рынок, который лишь на 10% обеспечен собственными ресурсами. Для Нью-Дели контракт с Москвой – это вопрос энергетической безопасности. Индийцы продолжают участвовать в освоении российских газовых месторождений. Как сказал глава "Роснефти" Игорь Сечин, уже сегодня можно говорить об организации полноценного энергомоста между двумя государствами.
Другое важнейшее решение – сооружение в Индии как минимум 10 новых атомных энергоблоков с прямым российским участием. Еще недавно некоторые политические силы активно препятствовали запуску построенной в партнерстве с "Росатомом" АЭС "Куданкулам". Организовывали акции протеста под тем соусом, что этот объект несет непоправимый ущерб экологии и населению страны. Хотя очевидно – АЭС отвечает самым высоким требованиям безопасности. Станция благополучно была введена в строй. А затем и вовсе выяснилось, что за организаторами протестов стояли некие влиятельные фонды с иностранным участием. Знакомый почерк.
Но и это не все. Стороны намерены сотрудничать в области добычи и обогащения урана, а также обработки алмазов. В дополнение к этому – новые совместные проекты в области мобильной связи и навигации, медицины и машиностроения, и это уже не говоря о том, что Москва и Нью-Дели декларировали намерение значительно нарастить взаимные инвестиции. Впрочем, этот процесс уже идет все последние годы и измеряется миллиардами долларов.
Важный штрих в этой картине – консультации с Индией по поводу ее присоединения к зоне свободной торговли Таможенного союза, на смену которому скоро придет Евразийский экономический союз. Эту перспективу некоторые политики в Вашингтоне воспринимают просто трагически, то и дело хватаясь за сердечные капли. Да и весь англосаксонский мир крайне встревожен: он никак не может смириться с тем, что в случае с Индией колониальные времена безвозвратно ушли в прошлое.