Автор Михаил Шейнкман
В иной ситуации переизбрание Ангелы Меркель председателем Христианско-демократического союза (ХДС) на очередной двухлетний срок и внимания особого не заслуживало бы. Все-таки восьмой раз подряд, и куда важнее будет девятый – он за год до парламентских выборов-2017. Но в том-то и дело, что сама виновница торжества перед съездом ХДС вела себя так, словно избирательная кампания для нее уже началась, и ей именно сейчас необходимо убедить всех в своем превосходстве. Хотя, как показало голосование, делегатов как раз агитировать за такую немецкую власть не надо. А вот остальные немцы уже почти наполовину не в восторге, прежде всего, от геополитического поведения канцлерин. Даже со скидкой на Украину. Даже несмотря на то, что это Берлин – главный центр влияния в ЕС, и его положение обязывает.
Но вне Германии Меркель стало слишком много. Причем, в ущерб самой Германии. По крайней мере, антироссийские действия главы правительства местные бизнесмены пересчитывают по курсу своих убытков. Но на съезд их не пригласили. Поэтому 95% голосов у партайгеноссе. Гарантированно, рутинно и уже, как водится, без всякой альтернативы.
И припомнить бы Меркель плоды воспитания в традициях социалистической ГДР. Но потому она и группирует силы, что лишь себя видит заслоном "призраку коммунизма". Хотя это именно при ней впервые после падения Берлинской стены в одной из федеральных земель – в Тюрингии – избрали "красного" премьера. Эксперты с намеком на исторические аналогии не исключают теперь "охоты на ведьм". Может быть, без поджога Рейхстага, но с элементами провокаций.
Пока, впрочем, незаметно, чтобы в Германии наступали темные времена. Но, "смеркелось". И даже по съезду ХДС не понятно, безоговорочность Меркель – это ее авторитет или уже авторитаризм. Очевидно, что это именно из-за последнего она начинает терять первый. Во всяком случае, у своих союзников — и внутренних, и внешних. Партнеры по властной коалиции – социал-демократы – изменили Меркель в Тюрингии, создав альянс с "левыми" и "зелеными". Париж после ее резких высказываний о финансовой политике Франции вынужден был осадить канцлерин напоминанием о своем суверенном праве на реформы "не для того, чтобы доставлять удовольствие тому или иному деятелю в Европе". По той же причине взбунтовался Рим: поучения из Берлина возмутили итальянских политиков.
Неужели Меркель стареет? Задаются вопросом немецкие аналитики. И поправляются, учитывая с каким полом имеют дело, что не о возрасте речь. Она теряет политическое зрение, становится властной, сварливой, излишне назидательной. И в ее случае эти симптомы гораздо опасней легкого недомогания, которое она испытала прямо на камеру во время интервью телеканалу ZDF. Ничего страшного врачи не обнаружили, а ее представитель сообщил, что это была минутная слабость. Но, пожалуй, впервые все успели заметить, что леди не железная. И Ангела бывает из плоти и крови. Наверное, говорят доброжелатели, Меркель просто надо вспомнить, что она, хоть и демократ не меньше Обамы, но все-таки христианский. А значит, может быть, ей пора и о душе подумать.
Политолог Леонид Савин продолжит.
— Для кого старается Меркель, когда нагнетает ситуацию и откровенно преувеличивает размеры российской угрозы?
— Очевидно из ее заявлений и предыдущих действий, что она ставит выше не интересы Германии и германского народа, а, скорее, интересы своих покровителей из Вашингтона. Потому что тон риторики и все действия говорят о том, что Меркель и ее партия являются проводниками интересов США. Я думаю, что у нее какие-то долгосрочные обязательства перед своими партнерами. Международная группировка, которая стоит сверху – США, Всемирный банк и другие структуры — дают своего рода гарантии и распределяют сферы доступа.
— Уже больше 40% населения Германии выступают против такой откровенной оголтелой антироссийской политики. Это как-то может сказаться на позициях Меркель?
— Безусловно, даже министр иностранных дел выступает за сближение с Российской Федерацией. Но это, скорее, внутренний конфликт, и он будет решаться внутри немецкого истеблишмента. А то, что народ не желает идти на поводу, это ни о чем не говорит. Дадут определенный клапан для спуска социального недовольства, как это делают, когда регулярно по выходным проводят какие-то марши. Думаю, этим и закончится, к сожалению.
Один из подчиненных Меркель — министр финансов Шойбле — как раз под съезд ХДС заявил, что она правит лучше Наполеона. Причем, имел в виду не Германию, а Европу. Странно, что для сравнения он выбрал французского деятеля. Ведь в немецкой истории тоже был персонаж, который считал Россию врагом.