Автор Михаил Шейнкман
После Анкары за передвижением Владимира Путина Запад теперь следит с особой тревогой. Но Ташкент он все равно уже проспал. Европейские столицы еще видели сны, когда Ислам Каримов встречал своего гостя у трапа самолета. Хотя протокол совсем его к этому не обязывал. Но потому и спешил он в аэропорт, что не хотел терять ни минуты. Сам признавался пару месяцев назад, что ощущает дефицит общения.
Для ЕС Узбекистан в геополитическом смысле — лишь остановка российского президента на пути в Индию. Это из Дели ждут громких мировых сенсаций. А договор об углублении экономического сотрудничества между Москвой и Ташкентом, наверное, не произведет на Брюссель того же шокирующего впечатления, что турецкие заявления Путина о закрытии "Южного потока". Но Запад, похоже, вообще не впечатляют равноправные отношения партнеров, где бы то ни было. А здесь взаимный интерес. Между прочим, и к энергетике тоже. Ведь, как бы ни сравнивали Ташкент с флюгером, сколько бы контактов с эмиссарами США ему ни насчитали, по части углеводородов он все-таки однолюб. Хотя не газом единым. Еще и хлебом насущным. Россия в условиях санкций полагается и на сельхозпоставки из Узбекистана. И они тоже будут.
Потому Каримов и позвал Путина в гости, чтобы показать: он теперь понимает, что к чему. Это тогда в сентябре, на полях саммита ШОС в Душанбе, сентиментально, не стесняясь камер, признался российскому коллеге в том, что из-за недостатков контактов утратил ориентир и потерялся в геополитическом пространстве. А сейчас Путин нашел его в Ташкенте полным уверенности и стратегических намерений. Уже потом, открывая официальную часть переговоров, Каримов скажет, что Россия всегда присутствовала в Центральной Азии, и это присутствие всегда носило стабилизирующий характер. И добавит, что "мы связаны тысячами нитей, а игнорировать эту данность – бесполезное занятие".
Каримов слишком осторожен, чтобы даже ради традиций восточного гостеприимства отвешивать глубокие реверансы тому, кто каким-то образом может вызывать в нем сомнения. Тем более в такие, как он выразился, "острые международные моменты". Когда уже не только Афганистан под боком, но и Украина бродит призраком и весь мир на пороге глубокого кризиса. Хотя в Путине Каримов всегда был уверен. Первый раз в 2000-ом, а потом и в 2009-ом, сказал, что пошел бы с ним в разведку. В 2014-ом уже может это доказать. Развитие военно-технического сотрудничества двух стран тоже в повестке.
Продолжит политолог Юрий Солозобов.
— Как Вы оцениваете нынешний уровень доверия между президентами и отношения между странами?
— Официально Узбекистан является стратегическим партнером России. Вторым таким стратегическим партнером официально является Белоруссия. Позиции обоих лидеров примерно одинаковы – они очень любят Владимира Владимировича Путина. И эти наши союзники проявляли особую позицию в отношении интеграционных проектов, и в отношении военных проектов, в частности, ОДКБ и сил быстрого развертывания. Напомню, что Узбекистан всячески препятствовал их созданию. Но это не мешает Узбекистану называть себя стратегическим партнером России и добиваться списания кредитов. Такие стратегические союзники России очень нужны. Потому что у Узбекистана есть запасы газа, и Узбекистан – крупнейшая страна, которая нуждается в поставках нашего оружия. Приходится терпеть таких союзников, покрывать долги ради будущего, ради стабильной обстановки на наших границах, ради будущего энергетической безопасности России.
— Владимир Путин объявил о начале консультаций между ЕАЭС и Узбекистаном о зоне свободной торговли. Насколько это перспективно?
— Россия приготовила дополнительный формат – зону свободной торговли со своим Евразийским союзом. Туда уже изъявили желание войти около сорока стран. Почему бы и Узбекистану не войти в эту зону? Здесь мы будем ограничены от таких вот стратегических взбрыков со стороны Ташкента. А получим свежие недорогие овощи из Узбекистана и массу полезных товаров.
В Узбекистане обращают внимание на детали. И даже возводят их в степень. Здесь, например, помнят, что именно к ним первым делом прилетел Владимир Путин после переизбрания в 2012 году. Тоже по пути, только тогда в Китай. Но ведь это означает, что для Москвы Ташкент, как и Дели с Пекином, на одной стратегической линии. А это уровень. Кстати, еще до нынешнего визита стало известно, что Россия простит Узбекистану его многолетний долг. Для экономики, по оценкам Каримова, при нем выросшей пятикратно, 900 млн долларов — деньги не чрезвычайные. Но в Ташкенте же обращают внимание на мелочи. Тем паче, когда на них больше не надо размениваться. Об этой встрече, тем не менее, едва ли скажут, что она открыла новую страницу. Но иногда важнее внимательно перечитать те, что уже написаны.