Автор Карина Ивашко
Петербургский Эрмитаж… Жемчужин, истинных шедевров мирового искусства в этом музее столько, что можно говорить об их "плотности" на квадратный метр. "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи, "Юдифь" Джорджоне, "Святой Себастьян" Тициана, "Возвращение блудного сына" Рембрандта, его же многострадальная "Даная".
Справедливости ради стоит вспомнить, что в коллекции Эрмитажа живописных полотен с названием "Даная" три: кисти Корреджо, Тициана и та самая – Рембрандта. Сюжет один, из древнегреческой мифологии, но все три картины, разумеется, очень разные. В каждой особая чувственность, трактовка символов, загадка. Все три, бесспорно, шедевры. И у каждой своя судьба. Самая драматичная – у рембрандтовской "Данаи". Она была куплена из коллекции француза Пьера Кроза, откуда, к слову, происходит и "Даная" Тициана. Что касается творения Рембрандта, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский убежден, что это одна из самых главных и самых загадочных картин музея:
"Картина с трагической судьбой: мы рассказывали, как маньяк напал на нее с ножом и кислотой. Более десятка лет ее реставрировали. И все равно она повреждена, потому что кислота сняла самый верхний слой прорисовок в центральном месте. Тем не менее, картина остается шедевром – шедевром и некоего рассказа о трагическо-романтической истории Данаи, и рассказом вообще о любви. Здесь не очень красивая женщина ждет возлюбленного… Возлюбленный – это Зевс в виде золотого света, которым Рембрандт заменил падающий дождь. Из-за этого света было много споров: Даная это или не Даная? В итоге решено, что Даная. Кстати, странная вещь случилась: то, что как-то поблекла центральная часть картины, высветило все, что вокруг, в частности, скованного купидона, на которого сейчас обращаешь внимания больше, чем тогда, когда картина была во всем своем блеске".
По словам Пиотровского, много умов билось над толкованием образа скованного амура. В итоге пришли к выводу, что это символ целомудрия.
Своя тайна есть едва ли не у каждого экспоната музея. На то они и шедевры, чтобы обрастать легендами и сквозь столетия загадывать исследователям все новые загадки. Одним из символов Эрмитажа стали знаменитые часы "Павлин", датированные 1772 годом. Уникальный экземпляр, единственный в мире. Вот что рассказал об их истории сотрудник Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа Валентин Молотков:
"Эти часы были сделаны английским мастером Джеймсом Коксом, и привезены в Россию. Есть несколько версий. По одной, их привезла герцогиня Кингстон в подарок императрице. Вручения подарка, видимо, не состоялось – часы попали к Потемкину в разобранном виде. И собирал их Кулибин, который собирал их два года. То есть, по всей вероятности, их привезли в Россию в разобранном виде, иначе как такую "штуку" везти на корабле? И если бы не Кулибин, часов бы этих не было. То есть, с одной стороны, их сделал великий английский мастер Джеймс Кокс, а привел в порядок великий русский механик Иван Кулибин".
Поначалу часы стояли в Таврическом дворце князя Григория Потемкина, затем попали в Зимний, где находятся и сейчас – в рабочем состоянии. Долгое время они бездействовали, но в 1995 году их запустили вновь. С тех пор работают безотказно. Раз в неделю уникальный механизм и удивительной красоты творение демонстрируют публике: по средам, в семь часов вечера. Захватывающее зрелище неизменно собирает толпу желающих увидеть чудо своими глазами. А вот у vip-гостей, например, у глав государств и их свиты, есть возможность посмотреть на легендарный экспонат и вне графика.
Есть ли у часов "Павлин" цена? По словам мастера, они бесценны. Как бесценна коллекция Эрмитажа… Как бесценен каждый ее шедевр.