Автор Карина Ивашко
Петербургский Эрмитаж. Покупать произведения живописи западноевропейских мастеров начал еще Петр Первый. Художественные приобретения делала и его дочь — Елизавета Петровна. Но рождению знаменитого музея мы обязаны императрице Екатерине Великой. Эрмитаж – ее детище. И именно она заложила основы будущей картинной галереи, оставив после своего царствования почти четыре тысячи полотен, большая часть которых – шедевры мирового искусства.
А еще скульптура, посуда, драгоценности… Разумеется, у Екатерины были помощники – ее агенты, или, как их называли, комиссионеры: доверенные лица, что приобретали для Екатерины целые собрания у европейских коллекционеров. Немецкий публицист — барон Мельхиор Гримм, французский писатель и величайший философ эпохи Просвещения Дени Дидро, его соотечественник – знаменитый скульптор Этьен Морис Фальконе, дипломат князь Дмитрий Голицын.
Екатерина и сама обладала великолепным художественным вкусом и страстью к коллекционированию. Но понимала, к чьему мнению стоит прислушиваться. А главное — умела слушать своих комиссионеров и доверять им, говорит искусствовед, директор Научно-исследовательского института Российской академии художеств Андрей Толстой:
"Екатерина Вторая была человеком европейски ориентированным. Неслучайно в друзьях она имела выдающихся деятелей культуры – философов, писателей, деятелей искусства. И поэтому, когда она задумала создать публичный музей искусства, она обратилась к своим партнерам, к своим комиссионерам с просьбой помочь сформировать коллекцию.
Действительно, и Гримм, и Юсупов, и Фальконе, который был замечательным художником и не менее замечательным специалистом по искусству, все они, безусловно, уважали Екатерину II и имели особое расположение к ее интересам. Они с удовольствием брались за эти миссии и, благодаря их советам, благодаря советам тех, кого они рекомендовали Екатерине, собрание Эрмитажа быстро пополнялось. И самое главное, пополнялось высококлассными произведениями. Покупали целыми коллекциями".
При содействии Гримма, который как комиссионер русской царицы по художественным делам состоял с ней в активной переписке в течение двадцати лет, в 1781 году была приобретена коллекция графа Бодуэна. Это великолепное собрание насчитывало 119 первоклассных картин, преимущественно фламандской и голландской школ. Среди них — девять работ Рембрандта, в том числе "Девушка, примеряющая серьги", "Портрет старика", "Портрет старушки", а также полотна Антониса ван Дейка, Адриана ванн Остаде, Якоба ван Рейсдала и Тенирса-младшего.
А благодаря Дени Дидро в Эрмитаже появилась одна из лучших работ Жана-Батиста Греза. У этой картины, на которой изображен парализованный старик, окруженный заботой любящей семьи, два названия — "Паралитик" или "Плоды хорошего воспитания". Второе для нее придумал сам Дидро, он же определил жанр полотна как "мораль в красках". И он же выступил посредником между Екатериной II и художником по вопросу приобретения этого ценнейшего произведения.
В 1772 году коллекция Екатерины пополнилась мраморным бюстом Дени Дидро, выполненным по ее заказу Мари-Анн Колло — талантливой ученицей скульптора Фальконе. Дени Дидро был их общим другом. Более того, именно по совету энциклопедиста императрица поручила изваять конный памятник Петру I Фальконе, который всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Свою мечту знаменитому французу удалось воплотить в России.