Автор Карина Ивашко
Петербургский Эрмитаж — один из старейших и крупнейших художественных музеев мира. В этом году он празднует 250-летие. Днем рождения Эрмитажа считается 7 декабря — День ангела, именины Екатерины. Что логично, ведь и возник он благодаря Екатерине — Екатерине Великой, императрице российской.
История Эрмитажа столь же драматична, как и история самой России. За два с половиной столетия он прошел путь от императорского дворца до государственного хранилища художественных ценностей, которое сегодня насчитывает около 3 млн экспонатов. Все это памятники мировой культуры: от каменного века до наших дней. А свою историю Эрмитаж начинал в специальном дворцовом флигеле (в переводе с французского "ermitage" — это место уединения, келья, приют отшельника), где в 1764 году Екатерина разместила свои первые приобретения, которые и положили начало ее коллекции произведений искусства. Правда, предназначены они тогда были для личного пользования, вернее, для узкого круга приближенных к царственной особе.
Первые полотна попали к ней из частного собрания живописи Йохана Эрнста Гоцковского — прусского дворянина, ценителя искусств. На этот счет существует несколько версий. Есть среди них и совсем уж экзотичная: якобы Екатерина пригласила Гоцковского, добившегося царской аудиенции, составить ей партию в вист, и он проигрался "в пух и прах". Необходимой суммы у него не было и пришлось расплачиваться картинами из своей коллекции. По другой версии, полотна из Берлина были переданы русской царице в счет уплаты долга Гоцковского князю Владимиру Долгорукову.
Сведения о количестве картин тоже разнятся. Есть данные, что их было 317, но принято считать, что на самом деле — лишь 225. Но главное, среди них были работы таких мастеров, как Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Халс, Хендрик ван Бален и другие. В основном, произведения голландско-фламандской школы первой половины XVII века, которые Гоцковский, как знаток искусства, собирал целенаправленно. Многие из этих картин и сегодня украшают стены залов Эрмитажа, говорит главный научный сотрудник музея, хранитель голландской живописи XVII-XVIII веков Ирина Соколова:
"Это действительно великолепная подборка. В Эрмитаже представлены, за исключением Йоханнеса Вермеера Дельфтского, или, может быть, еще одного-двух мастеров, практически все художники Голландии XVII века. Причем, представлены многие из них многочисленными работами, очень важными, которые занимают в истории искусств значительное место. И в настоящий момент эта коллекция располагается в шести залах в анфиладе Нового Эрмитажа, а также частично в Петровской галерее, которая со временем полностью будет занята голландскими картинами. Таким образом, вся блестящая, поистине первоклассная коллекция голландской живописи станет доступна для обозрения".
В 1769 году в Дрездене для российской императрицы была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля. В ней было около шестисот картин. В их числе пейзаж Тициана "Бегство в Египет", виды Дрездена и Пирны кисти Бернардо Беллотто. Но "лицо" созданной картинной галереи во многом определило собрание живописи барона Кроза, которое Екатерина купила в Париже в 1772 году. Здесь преобладали полотна итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII веков: "Святое семейство" Рафаэля, "Юдифь" Джорждоне, "Даная" Тициана и новые картины Рембрандта, Рубенса, ван Дейка…
Екатерина не скупилась. Она понимала, что величие державы зависит не только от ее военной и экономической мощи, но и от культурного развития — просвещения народа и процветания искусств. И пусть на начальном этапе интерес императрицы к собирательству был продиктован модой того времени, царившей в европейских монарших домах, в ней и самой кипела эта страсть. Эрмитаж появился благодаря складу ее ума, благодаря характеру Екатерины, уверен российский историк Александр Каменский:
"Екатерина хотела находиться в струе этой моды, но при этом она была неравнодушна к живописи, к произведениям искусства. Ей самой это нравилось, отвечало ее духовным, эстетическим запросам. Екатерина мечтала о том, чтобы Россия была передовой страной, передовой европейской державой, в том числе, и в культурном отношении. И она для этого много делала — не только в части собирания и создания Эрмитажа, но и по очень многим другим направлениям. Это касалось и просвещения в целом, и создания в России системы школьного образования. Ведь Екатерина – основательница не только Эрмитажа, но и публичной библиотеки в Петербурге. Поэтому это, безусловно, входило в ее представление о будущем России".
Коллекция Екатерины разрасталась так быстро, что очень скоро дворцового флигеля стало не хватать. Так по ее велению в 1771 году началось строительство Большого Эрмитажа. И только тогда историческое (изначальное) здание музея получило в название приставку "малый".
Основав Эрмитаж, Екатерина Вторая заложила ценнейшую традицию: в дальнейшем все российские монархи пополняли сокровищницу музея новыми шедеврами. Уже в середине XIX века собрание стало столь велико, что потребовались новые площади. Так в 1852 году появился Императорский Эрмитаж, который впервые открыл двери для широкой публики.