Автор Илья Харламов
Новые Верховная рада и правительство, в котором в качестве министров оказалось трое иностранцев, а также заявления президента Петра Порошенко о том, что Украина останется унитарным государством и будет двигаться в сторону евроатлантической интеграции, показывают, что конфликтный потенциал власти отнюдь не исчерпан. И благие предвыборные лозунги о том, что страна устала от войны, ей нужны мир, стабильность, процветание и реальный суверенитет, так и остаются фигурами речи. По сути дела, рекламными слоганами отдельных депутатов и целых партий.
Водораздел между содержательной частью предвыборной кампании, а именно обещаниями потенциальных избранников народу, и реальными действиями по их реализации становится все глубже. Экономические и социальные проблемы, которых все больше, не только не решаются, но и усугубляются. В том числе по той простой причине, что своих денег на развитие нет, с Россией разорваны и продолжают разрываться устойчивые хозяйственные связи, а западных траншей явно недостаточно. Да и неизвестно, куда они деваются, о чем недавно заявил президент Чехии Земан, усомнившись в целесообразности новых европейских вливаний в Украину. Несмотря на существование минских договоренностей и недавнее достижение предварительного согласия Киева и Донбасса по поводу отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения и прекращения огня, принципиально в зоне конфликта ничего не меняется. Похоже, украинские власти все еще делают ставку на силовое решение проблемы восточных территорий. Политолог Александр Гущин объяснил, почему:
"Многие в Киеве надеются избежать федерализации, и с учетом давления Запада на Россию смягчить позицию Москвы по востоку, привести ее к осознанию того, что необходимо сохранить восточные области в составе Украины на неких основах децентрализации. Киев согласен на мягкий вариант децентрализации, но пока не более того. Конечно, американское и западноевропейское влияние очень сильное, конечно, говорить о стопроцентной субъектности украинских властей не приходится. Естественно, они действуют с оглядкой на Запад, рассчитывая и на финансовую помощь, и на политическую поддержку. Не случайны последние визиты Нуланд, Байдена. Это является определяющим фактором для Киева. Но есть и внутриукраинские проблемы. Порошенко как между Сциллой и Харибдой должен пройти не только между Россией и Западом, но и внутри страны, учитывая давление олигархата и вооруженных группировок".
Профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Александр Михайленко считает, что мир в страну может принести только прямой диалог с представителями Донецка и Луганска:
"А этого Киев не хочет. Об этом можно судить по тому, что они фактически отказываются от минского формата. А это говорит о том, что они, может быть, не совсем самостоятельны в принятии решений, потому что с визитами туда зачастили иностранные представители. И больше их занимает распределение портфелей сначала в Верховной раде, а потом в правительстве. Проблемы власти, которые лежат на поверхности, отражаются на состоянии дел в стране и, прежде всего, на вопросе завершения гражданской войны".
Локальные меры по прекращению боевых действий, конечно, стороны пытаются реализовать. Но полноценного диалога между ними пока даже не предвидится. А ведь именно он мог бы привести к тому, что конфликт потеряет под собой почву. Разумеется, при том простом условии, что Киев услышит оппонентов и сделает шаги навстречу. В том числе и для того, чтобы сохранить в дальнейшем такое разнородное государство, как Украина. Так что главный предвыборный лозунг об установлении в стране мира, единства и согласия так и остается нереализованным. Киеву, видимо, просто не до этого.