Президент России Владимир Путин в ходе переговоров в Турции в понедельник, 1 декабря, заявил, что Россия не может продолжать реализацию "Южного потока" из-за позиции ЕС. Вместе с тем Газпром подписал предварительный договор с турецкой компанией Botash по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции, объемом 63 млрд кубометров газа в год, из которых 14 млрд кубометров предусмотрены для поставки в Турцию, а остальные объемы будут поставляться на границу Турции и Греции. Предполагается также, что Турция может создать биржевую площадку для торговли газом.
"Турецкий лидер Реджеп Эрдоган не подпадает под влияние Брюсселя и Вашингтона, несмотря на то что Турция – член НАТО. Когда что-то выгодно Турции с точки зрения экономики, Эрдоган жестко отстаивает свои позиции. И дай Бог, чтобы этот проект стал реальностью. И если Россия выведет свой газ в трубу к турецко-греческой границе, то целый ряд стран Южной Европы получит возможность закупать газ. Это хорошая альтернатива транзиту через Украину, которая, извините, всем уже поднадоела со всем этим политиканством", — сказал в эфире радио Sputnik эксперт Центра аналитических исследований Семен Багдасаров.
При этом он полагает, что в случае строительства нового газопровода Вашингтон может попытаться оказать давление на президента Турции Реджепа Эрдогана.
"У Европы не так много рычагов влияния на Анкару, у Соединенных Штатов значительно больше. США уже выкручивали руки неоднократно Эрдогану, особенно в свете событий на Ближнем Востоке и борьбе с "Исламским государством", когда вынудили Эрдогана пропустить через Турцию вооруженные формирования Иракского Курдистана, которые шли в Сирийский Курдистан", — сказал политолог.
Однако, по словам Семена Багдасарова, турецкий лидер никогда не уступал давлению США в вопросах экономики, и газопровод из России в Турцию не будет исключением.
"Эрдоган закален в боях в плане противостояния Вашингтону, и он прекрасно понимает, что на него будет оказываться давление. Но там, где экономика, он никогда еще не уступал и не будет уступать. Это его сильная сторона и очевидная вещь. Поэтому я не думаю, что он уступит давлению США", — заключил политолог.