Автор Михаил Шейнкман
Из песни слов не выкинешь, но это, ведь, еще наши туристы доказали, что нужен нам берег турецкий. Впрочем, как и мы ему. О масштабном газовом проекте Москвы и Анкары и те, и другие могут сказать: не было бы счастья. Если считать несчастьем чужое безволие. Болгарии, например, оно стоило 400 млн евро в год. Но это уже ее проблемы. И Евросоюза, если "суверенной" Софии хватит смелости послушать Путина и выставить Брюсселю счет за упущенную выгоду. Хотя ЕС на это должен пенять целый ряд европейских стран. Именно из-за его политики ровно через два года с начала строительства "Южного потока" президент России решил его закрыть.
"Начинать этот проект сейчас, когда у нас до сих пор не получено разрешение Болгарии на вход этого проекта на ее территорию, сами понимаете, это нелепо. Что же, мы сейчас вложим сотни миллионов долларов в проект, пройдем через Черное море и станем перед болгарской границей? Как это наши коллеги себе представляют? Значит, мы его реализовывать не будем. Мы перенацелим потоки наших энергоресурсов на другие регионы мира. И Европа не получит этих объемов. Во всяком случае, из России. Но таков выбор наших европейских друзей. Здесь ничего нет. Они, в конце концов, покупатели. Это их выбор", — сказал Владимир Путин.
Ирония судьбы, или с легким газом! Не освободи в свое время Россия Болгарию от Османской империи, и говорить сейчас, возможно, было бы не о чем. София, не исключено, тоже оказалась бы в деле. А так она только в Евросоюзе. А дело по усам текло, да в порт не попало. Проект закрыт. Но обратного пути нет. Он просто станет еще короче. Турецкий берег ближе Варны. Поэтому, перебрасывая газ на Анкару, Россия, по сути, оптимизирует поток. И не только в финансовом смысле. Хотя 3 миллиарда экономии на длине "рукава" — это тоже существенно. Но при этом никакой европейской бюрократии, никаких придирок и третьих энергопакетов, никакого политического шантажа и саботажа. И самое главное, никаких транзитных рисков. По крайней мере, это уже не наши риски. Инфраструктура готова и не потребует дополнительных вложений, поскольку перейдет по наследству от "Южного потока". Новая труба сможет пропускать те же 63 млрд кубов в год, что планировались по первоначальному маршруту. 14 – Турции на собственные нужды, остальные — как ей заблагорассудится.
"Мы готовы не только расширить "Голубой поток", о котором мы говорили, но построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности самой турецкой экономики. А если будет признано целесообразным, создать на турецкой территории, на границе с Грецией дополнительный газовый хаб для Южной Европы", — отметил президент РФ.
Для России в цифрах масштаб проекта, может быть, и не китайский, но геополитику корректирующий не менее принципиально. Хотя бы потому, что впервые после приступа "украинского безумия" страна НАТО в отношениях с Москвой руководствуется государственными интересами, а не мифической североатлантической солидарностью. Более того, она фактически нивелирует ее. Турция не стесняется признать, что Россия обеспечивает ее безопасность надежней пресловутой пятой статьи. Пусть, эта безопасность экономическая. Но это она дает деньги на оборону.
К тому же, для Анкары Газпром — это теперь тоже "мечты сбываются". Она грезила статусом страны – транзитера. Теперь под ее контролем могут оказаться углеводороды из России, Каспия и, в перспективе, Ирана. Страшный сон Евросоюза. Это он от Украины каждый раз зимой не знает, чего ожидать. А от Анкары – знает. И вполне справедливо боится, что она так долго томилась в предбаннике ЕС, что не устоит перед искушением поставить ожидание вступления в него на газовый счетчик.
При этом соглашение Путина с Эрдоганом способно перекроить не только энергетическую карту Европы. Турецкий лидер слишком умен, чтобы просто так, к слову, отмечать заботу Москвы о крымских татарах. Признав, что прежде они никогда не имели таких прав, в том числе, и на государственный статус своего языка, он де-факто признал Крым уместным в составе России. И поэтому тоже Европа хранит гробовое молчание.
Спустя сутки заявления Путина, может быть, перестали быть сенсацией, но по-прежнему не выводят ее из шока. Получается, он опять обошел Запад. И не только в буквальном смысле. Москва отказалась играть по надуманным правилам Брюсселя и лишила его любимой забавы. Он, не покладая рук, пытался остановить "Южный поток". Но, как у нас говорят, за что боролись, на то и напоролись. Только уже с другой стороны. Зато руки теперь у ЕС свободны. Наконец он с полным основанием сможет наложить их на себя.