Автор Михаил Шейнкман
В желании во всем походить на нынешний Киев официальный Кишинев для начала решил превзойти минувшего Саакашвили. Когда тот еще был властью, но так и не рискнул запретить "Грузинскую мечту". И хотя у предпринимателя Ренато Усатого, его здесь еще называют "молдавским Иванишвили", рейтинг пока уступает прототипу, власти тоже слышали, что, по прогнозам, альянс его партии "Патриа", что значит, "Родина", вместе с коммунистами и социалистами может получить в парламенте решающее большинство. Поэтому накануне ЦИК, не мудрствуя лукаво, потребовал от Апелляционной палаты снять Усатого с предвыборной гонки. И это за три дня до голосования. Чтобы не оставить даже шанса на юридическое сопротивление. Хотя к такому развитию событий готовились, а ждать его стали сразу после чрезвычайного заседания Совбеза.
24 ноября президент Тимофти призвал граждан последовать примеру Украины. Значит, будут давить, сразу решили те, кто видел, как она расправляется с оппонентами. Официальным поводом для дисквалификации "Родины" станут материалы МВД, согласно которым, "Патриа" якобы получила из-за рубежа около 500 тысяч долларов. Дескать, деньги она на агитацию использовала, а в финотчете их не отразила. При прочих равных это было бы странно, что на такие мелочи обращают внимание в Молдавии, власти которой в тех же целях и так же тайно используют миллионные европейские гранты. Они только формально называются "поддержкой демократии". По сути, убивают ее, в том числе, отцепляя от процесса партию, реально претендующую на статус парламентской.
36-летний Ренато Усатый, начинавший как мигрант проводником поезда и "сделавший себя" сам в России, ворвался в политическую жизнь Молдовы полтора года назад. Благотворительность, публичные акции, жесткая критика прозападного курса с обещаниями посадить коррупционеров и провести референдум по вектору интеграции быстро снискали ему громкую славу. За неделю до выборов социология давала ему 12-13%. Это уровень Демпартии — второй по популярности в правящем альянсе. Бизнесмен поэтому даже не сомневается в том, кто его "заказал". Дело он называет сфабрикованным, а всю эту историю — провокацией.
Действительно, "охота на ведьм", устроенная спецслужбами на дальних подступах к избирательной кампании, должна была завершиться чем-то более серьезным, нежели мифические "изобличения" каких-то пророссийских "шпионов", "агентов" и прочих подозрительных личностей. Уж очень методы молдавской "охранки" напоминают украинские аналоги. Хотя это как раз закономерно — у них учителя одни. Местная госбезопасность еще до того, как сотрудники ЦРУ получили в свое распоряжение целый этаж СБУ в Киеве, заключила с Лэнгли соглашение о сотрудничестве, что равносильно присяге на верность.
Из Кишинева политолог Богдан Цыдря:
— Насколько можно доверять обвинениям МВД, учитывая, что намерения власти разобраться с оппозицией до выборов не являлись каким-то секретом?
— У нас нельзя доверять ни МВД, ни Генеральной прокуратуре, ни Госбезопасности, так как эти ведомства и агентства принадлежат партиям власти и полностью от них зависят. Учитывая тот факт, что обвинения были выдвинуты против оппозиционной партии "Патриа", у нее, как и у партии социалистов, быстрорастущий рейтинг, безусловно, это говорит о том, что власть боится потерять позиции. Они долго решали, кого снять: социалистов, которых поддерживает Путин, либо Ренато Усатого. Выбор пал на Ренато Усатого, так как якобы меньше рисков, связанных с его снятием. Поэтому можно говорить о государственном перевороте. И можно говорить о геополитическом перевороте. В том плане, что через недемократические процедуры страну арканом тянут в Европейский союз.
— По этим довыборным вариантам власти уже сейчас можно ли судить о том, как она будет разбираться с оппонентами после 30 ноября?
— Проблема уже видна. У всех лидеров оппозиции, кроме ПКРМ, которая фактически уже "легла" под правящий альянс, у всех есть уголовные дела. Впервые в истории Молдовы одну партию сняли с выборов по выдуманным обвинениям, в нарушение всех процедур, заседание суда происходит за закрытыми дверьми. То есть, полный цирк, фарс. Понятно, что альянс власть просто так не отдаст. Он готов на все.
Избавившись от "Родины" Усатого, власть едва ли сможет рассчитывать на его проценты: электорат "Патрии" либо саботирует выборы, либо отойдет коммунистам и социалистам. Но и то, и другое – в пользу режима. В первом случае он сократит неугодных избирателей, а, значит, увеличит долю своих. Во втором — рассорит оставшуюся оппозицию. ПКРМ ведь уже отошла от "таможенных лозунгов". Не исключено, впрочем, что правящий альянс захотел "отбрить" Усатого в надежде на то, что "ощетинятся" все его союзники. Массовый протест позволил бы получить для репрессий более очевидные основания, чем подтасовки с предвыборными взносами. И не важно, когда это случится: до выборов или после. Власть все равно решила действовать "вместо".