Автор Михаил Шейнкман
Президент Молдавии Николай Тимофти накануне вечером выступил по всем национальным каналам с призывом к гражданам поддержать европейскую интеграцию. Он считает, что республика обязана последовать примеру Украины. "Молдавия не должна оказаться как на необитаемом острове между двумя проевропейскими соседями: Румынией и Украиной", — наверное, не подумав о том, что обижает Бухарест, низвел его до уровня Киева Тимофти. И лучше выдумать не смог. Для правящей элиты это и есть убедительные доказательства светлого будущего. Не важно, что Румыния вместе с Болгарией плетется в конце ЕС по уровню благосостояния. Не важно, что Украину и страной уже не назовешь. Других образцов у Кишинева все одно нет. А что-то нации предложить надо.
Голосование уже в ближайшее воскресенье, а социологические опросы упорно сулят правящему триумвирату поражение. Общественное мнение складывается в пользу полярного трио. Не факт, что оно сумеет создать в парламенте свою коалицию. Эксперты слишком сомневаются в принципиальности коммунистов и полагают, что отстаивать сближение с Москвой и с Таможенным союзом будут только социалисты Игоря Додона и партия "Патриа" предпринимателя Рената Усатого. Но даже такое соотношение сил лишит нынешнюю власть руководящего комфорта.
Поэтому и собрала она 24 ноября свой чрезвычайный Совбез. По сути, уже одним только этим признав угрозой безопасности, как минимум, половину населения страны. Вряд ли Тимофти обращался именно к ней. Надо полагать, это было его последнее слово. Перед выборами. В политике использование такого ресурса обычно называют применением "тяжелой артиллерии". В случае с Тимофти, правда, она оказалась заряженной пустой болванкой. И рейтинг у него за пределами первой десятки. И интересы – за пределами Молдавии. Хотя его призыв сравнять ее с Украиной выглядит угрожающе. И совсем не только для тех, кого Кишинев уже тренируется считать "сепаратистами". Причем, неважно, в Приднестровье они, в Гагаузии или в Бельцах.
Власть, даже если 30 ноября потеряют саму себя, найдет в себе полномочия собрать Майдан по киевским лекалам. К тому же и сами не забыли еще, как свергали коммунистов пять лет назад. Вместе с парламентом тогда сожгли и декларацию о независимости. Если так называемым проевропейским силам Молдавии и у себя удастся провернуть нечто бандеровское, то республика, как и мечтает Тимофти, точно далеко от Украины не уйдет. Другой возможности оказаться с ней в одном котле, пожалуй, и нет. Но, если там была только жуткая пародия на демократию, то пародия на пародию не оставит от оригинала даже намека.
Из Кишинева политолог, директор информагентства "Ника – пресс" Владимир Цеслюк.
— Как оцените предвыборный расклад? Если не по социологии, а по настроению, по ощущениям?
— За последние 2-2,5 года настроения не изменились. Почти. Общество, конечно, разделено. Есть и традиционные настроения – на Восток. Много в нас еще советского. Есть и другая часть населения, которая смотрит на Запад. Если мы будем считать, что все-таки шесть партий проходят в парламент, то, мне кажется, что три партии европейского толка и три партии "протаможенного" толка будут иметь примерно одинаковое число голосов. И дальше уже интрига, как все это сложится в парламенте. Как он будет формировать свои руководящие структуры и удастся ли собрать кабинет министров. Дальше возможны такие чудеса, что могут быть еще и почудесней в Молдове.
— Спикеры правящей элиты обещают Кишиневу майдан в случае своего поражения. Насколько это уместно, когда переворотом угрожают те, в чьих руках находится власть? И насколько это опасно?
— Не только власти предупреждают нас всех, что возможны события, майданы и прочие экстремистские проявления, но и представители оппозиции говорят об этом. И все друг друга пугают. Вот это очень опасно и, я так думаю, что тревожиться есть основания. Я надеюсь, что мы на этот раз обойдемся без майданов. У нас говорят: мамалыга не взрывается. Ну, и не надо, чтобы она взрывалась – это хорошая закуска к нашему вину.
После выступления собственного в Кишиневе теперь ждут настоящего президента. Из Румынии. Этнический немец Клаус Йоханнис и в Молдавии, не в пример местному главе, пользуется большим авторитетом и влиянием. Хотя сам — без году неделя. Еще даже в должность не вступил. Зато может поделиться опытом победы. Ведь одолел конкурента в последний момент, на флажке, когда все прогнозы сулили поражение. Установку от Ангелы Меркель на то, как удержать Молдавию в европейском векторе, уже по телефону получил.
Надо полагать, на немецком. В Кишиневе говорить будет по-румынски. Потому что для румын. Потому, что местные власти, как и Бухарест, молдавский за язык не считают. И молдаван за нацию тоже.