Автор Михаил Шейнкман
Те же янки, но без формы. Американским солдатам в Европе приказали "прикинуться ветошью и не отсвечивать". Их язык, впрочем, такие обороты не знает, поэтому командование просто запретило рядовому и офицерскому составу выдавать себя за пределами военных баз на территории стран ЕС. Но, по сути, ведь, речь идет именно о "тряпках". Хотя не только о них. Военным предписали не показываться на людях в камуфляже и быть скромнее на своих страницах в соцсетях – не выпячивать свою миссию.
О причинах повышения мер предосторожности, а это именно они, в европейском штабе США не распространяются. Но заявили, что оценивают угрозы для своих контингентов и принимают решения, соответствующие этим оценкам. Что уж так напугало американцев, неизвестно, но это точно не инцидент в Стамбуле. Директива появилась за два дня до того, как турецкая молодежь, скандируя "Янки, гоу хоум!", облила троих заморских моряков красной краской и "экипировала" их головы белыми мешками. Все-таки нужен был какой-то более серьезный повод для того, чтобы замаскировать "хороших парней" под порядочных людей, чтоб они не сильно отличались от аборигенов.
Американцы, насколько известно, иначе местных и не воспринимают. Неважно, Африка это, Афганистан или какая-нибудь Европа. Но в ней теперь для них главное, чтобы гражданский костюмчик сидел. Хотя для демонстрации силы совсем не обязательно ходить строем и бряцать оружием. Опять же, форму спрятать можно. Но куда мысли об исключительности девать? И пресловутую американскую жвачку тоже. Для Обамы, например, это продукты одного класса – поэтому не расстается ни с тем, ни с другим.
С другой стороны, американских солдат, ведь, для того и зовут, чтобы их было видно. Скажем, в Латвии их уже едва ли не больше, чем местных вояк. Тех с трудом могут насобирать даже на военный парад в честь Дня Независимости. И Прибалтика же еще хочет расширения присутствия. А какой тогда в нем смысл, если они будут ходить, как гражданские. Хотя, если волка вырядить в овечью шкуру, никто и не поймет, что боец подкрался незаметно.
Может быть, для того и понадобилась история с переодеванием, чтобы не бросалась в глаза передислокация. Но, скорее всего, военная тайна раскрывается гораздо проще. Только американцы не могут в этом признаться ни себя, ни людям. У защитников всего на свете самих рыльце в пушку. И, выходит, что их самих любой может обидеть. Командование намекает на происки исламистов. Но на антиамериканские акции протеста в европейских столицах выходят местные жители. И, прежде всего, неуверенность в их гостеприимстве вынуждает Вашингтон пересмотреть отношение к одежде. "Ястребы" смекнули, что даже в союзной Европе они все-таки на птичьих правах. Поэтому и решили сменить боевое оперение, чтобы не попасть, как кур в ощип.
Оценит наряды вне очереди политолог, директор "Евразийского коммуникационного центра" Алексей Пилько.
— Командование США в Европе объясняет переход на гражданскую одежду некими оценками неких угроз. Что их могло так напугать?
— Во-первых, действительно американские военнослужащие все чаще становятся объектом нападений. Но здесь надо отметить и другое. Политика США вызывает достаточно серьезные негативные отклики в мире, негативное отношение, которое экстраполируется на американских солдат, если они выходят в форме. Поэтому, можно сказать, что они в какой-то степени становятся заложниками той внешней политики, которую проводят Соединенные Штаты.
— Не вся Европа готова охотно и с удовольствием терпеть американское присутствие. Тем не менее, его планируют наращивать. Это может вызвать гражданский протест?
— В некоторых странах со временем это действительно может вызвать гражданский протест, потому что в Европе растет негативное отношение к американскому военному присутствию. И, скорее всего, американцы все чаще будут сталкиваться с такими актами негативного отношения к ним.
— К чему это расширение? Ведь, понятно, что реально воспользоваться им не придется. Но его надо поддерживать и финансовыми, и политическими ресурсами.
— Расширение военного присутствия – это ужесточение контроля над политикой тех стран, на территории которых находятся американские военные базы. Например, взять ту же Германию. Ее суверенитет в определенной степени ограничен нахождением американского военного контингента. Те страны, на территориях которых находятся американские военные базы, вынуждены формировать особое отношение к тем запросам, которые идут из Вашингтона.
Американцам хорошо бы, на всякий случай, к своим военным базам в Европе караул из местных приставить. Чтобы охрана охраняющих была делом рук самих охраняемых. Чем же им еще в НАТО заниматься, если ни оберегать друг друга. Что же касается выездного контингента США, то его переодевание будет под стать всей американской исключительности. Ведь, несмотря на свой боевой вид, она, как показывают события, явно не в форме.