Автор Михаил Шейнкман
Еще в конце августа Барак Обама признавал, что у него нет стратегии борьбы с "Исламским государством" на территории Сирии. А сейчас он уже собирается ее менять. Всего-то и понадобилось полтора месяца бомбежек, чтобы полный ноль вернуть на исходную. По данным CNN, президент США распорядился пересмотреть методы борьбы с террористической группировкой с поправкой на Дамаск. Он опять полагает, что победа над ней невозможна без отстранения от должности Башара Асада.
У нас в таких случаях говорят "здравствуй, приехали". Хотя это не тот случай. В оценке американских действий в любой географии уже давно склоняются к тому, что маневры безрассудства тоже могут быть вполне предсказуемыми. Ведь не только премудрые аналитики сразу знали, что все эти удары по позициям джихадистов на территории Сирии Вашингтону для того и нужны, чтобы именно ее пристрелять. Мало кто думал, что он захочет раскрыть свои истинные цели так скоро.
Хотя и это закономерно. Проиграв все, что можно, и снаружи, и внутри, администрация Обамы, в прямом смысле, кровно заинтересована в том, чтобы на ком-нибудь показательно отыграться. Башар Асад – это самый подходящий объект. Как минимум потому, что он же никуда не ушел. К тому же, в отличие от "Исламского государства", он на поверхности. Значит, и повреждения, нанесенные его режиму, будут более очевидными. А зло ведь, если правильно подать, он не меньшее. Пусть Обама и не назвал его в своей тройке мировых угроз. Но он же и себя к ним не причислил.
Логика, правда, бунтует. Дамаск тоже сражается с исламистами. Следовательно, попытки нейтрализовать его усиливают, прежде всего, их позиции. Математически, это, как если перед скобками, в которых заключена разница между Сирией и ИГИЛ, поставить минус и раскрыть их. В плюсе окажутся именно террористы. Впрочем, этого следовало ожидать. Поскольку то, что все это время именовалось "стратегией борьбы" с ними, на самом деле, было концентрацией двойных стандартов. В общем перечне из шести пунктов войны с "Исламским государством" для Ирака и Сирии противоречия на каждом шагу. Скажем, Ираку американцы помогают готовить регулярную армию, Сирии – повстанцев.
В антитеррористическую коалицию они зазывают монархии Персидского залива, хотя это Саудовская Аравия, Кувейт и Катар помогали единоверцам из ИГИЛ деньгами и оружием. При этом своими врагами по-прежнему называют Тегеран и Дамаск. Хотя тот же Иран даже Ираку оказывал содействие. Универсальным средством считаются лишь бомбардировки. Они предусмотрены по всему ареалу распространения боевиков. Но и тут – на контрасте. У Багдада спросили разрешения, хотя его-то как раз можно было и не спрашивать. А с Асадом поступили ровно наоборот. Понятно, почему. Чтобы не искать ИГИЛку в стоге сена, его для начала нужно просто сжечь.
Вопрос президенту Института Ближнего Востока РАН Евгению Сатановскому:
— Понятно, что от Обамы этого следовало ожидать. Но как конкретно он может скорректировать стратегию борьбы с ИГИЛ с поправкой на Асада?
— У президента США нет никакой стратегии борьбы с "Исламским государством". Стратегия свержения Асада у него есть. Все, что говорится по "Исламскому государству", это маскировка деятельности по свержению Асада. Судя по результатам действия авиации США и их союзников в Сирии, они просто провели разведку и приучили сирийские ПВО к тому, что летают над территорией страны. Не более того.
— Значит ли это, что Обама теперь начнет бить конкретно по Сирии Асада?
— У него есть заказ на свержение Асада. Заказ, скорее всего, оплачен. Турция, Саудовская Аравия, Катар сделали все возможное, чтобы их хвосты виляли американской собакой. Как президент Америки будет выполнять заказ, мы увидим в ближайшее время.
— Наземная операция, о которой так много говорят, возможна?
— Все возможно в этом мире. Однако это будет, скорее всего, действие ограниченных воинских контингентов, скорее всего, спецподразделений. Для того, чтобы, как это было в Ливии, помочь местной оппозиции, рассыпающейся буквально по частям, все-таки свергнуть сирийского президента. Поскольку для проведения серьезной операции против "Исламского государства" надо 150-200 тысяч военнослужащих. Это как раз такой контингент, который Обама из Ирака вывел, и вводить обратно он его не будет. А то, что действия против исламистов ведутся именно в Сирии, а вовсе не в Ираке, как раз и демонстрируют, что Обама под шумок, в обход ООН, готовит интервенцию относительно Дамаска.
Обама, конечно, не откроет Америку, если начнет бить по Асаду. Но как бы ему в этом случае не пришлось ее закрыть. Понятно, что США в свое время для того и вводили ИГИЛ в Сирию, чтобы заразить ее. Другое дело, что Сирия дальше своих границ не выйдет. А эта зараза для самих Штатов будет гораздо опасней Эболы.