Автор Ксения Светлова
Палестинцы называют ее стеной апартеида, израильтяне – защитной стеной или стеной безопасности. Она отделяет палестинские города и деревни от израильских, а в некоторых случаях – проходит прямо посреди деревни, отделяя ее от сельскохозяйственных земель и наделов. Это сооружение появилось в 2003 году, в разгаре второй палестинской интифады, когда в сердце израильских городов, особенно в Иерусалиме, закладывали бомбы в автобусы, а террористы-смертники взрывались в супермаркетах и на дискотеках.
Контуры стены израильские военные провели не по так называемой "зеленой черте", которую палестинцы считают границей своего будущего государства, а так, чтобы отделить палестинцев от израильтян. Глава правительства Ариэль Шарон распорядился тогда, чтобы стену построили как можно быстрее. Он заявил, что в случае подписания мирного соглашения с палестинцами, сооружение можно будет сместить или даже разрушить. Тогда же выяснилось, что карты руководителей генштаба не совсем совпадают с реальной ситуацией.
Так, например, в марте 2003 года власти палестинского университета Аль-Кудс обнаружили, что стена должна пройти прямо в центре кампуса – библиотека и спортзал останутся в Израиле, а общежития студентов и лаборатории — в Палестине. Жители деревни Бильин узнали о том, что за стеной останутся почти все их оливковые деревья. Борьба за эту землю в Верховном суде продолжается до сих пор.
"Мы уже 10 лет выходим на демонстрации и акции против этой стены. За ней остались наши земли. Это несправедливо. Мы не верим в насилие, только в мирные протесты. Мы убеждены, что справедливость, в конце концов, восторжествует".
В Израиле убеждены, что стена себя оправдала. В 2003 году, как только на севере Иерусалима возвели несколько фрагментов этого сооружения, палестинский террор пошел на спад, количество смертников, которые совершали теракты в израильской столице, уменьшилось. Гиора Леви — житель Иерусалима — с ужасом вспоминает первые годы интифады, когда любая поездка в автобусе могла закончиться трагедией. Он считает, что до тех пор, пока не устранена опасность проникновения в Израиль боевиков, стена должна оставаться на месте:
"Мы знаем, что террористы хотят продолжать свое дело и убивать евреев. Ситуация в последнее время постоянно накаляется, звучат разговоры об очередной вспышке насилия. Страшно подумать, что творилось бы в столице, если бы не стена безопасности".
Но израильские правозащитные организации, такие как "Бецелем", убеждены в том, что Израиль нарушает закон и права палестинцев, поскольку стена проходит по частным землям. В районе Хевронского нагорья стену так и не построили – местные жители подали иск в Высший суд справедливости, с тех пор прошло более 10 лет.
Перспектива мирных переговоров между палестинцами и израильтянами, судя по всему, вновь отодвигается на неопределенный срок. Поэтому пока шестиметровая стена продолжит оставаться обязательным элементом местного пейзажа.