Автор Игорь Лоцман
"Великая украинская стена" имени Арсения Яценюка — новый поворот в политике Киева. Освоение бюджетных средств идет на всю катушку. И хотя многие понимают, что "великая стена" ничтожна с точки зрения безопасности в XXI веке, украинские политики продолжают вводить население страны в заблуждение. Оказывается, ров и двухметровые сооружения на границе с Россией нужны, чтобы Украина получила надежду на безвизовый режим с Европой.
Проект украинского премьера Арсения Яценюка едва ли способен принести хоть какую-нибудь пользу жителям страны, за чьи деньги он реализуется. Прежде чем предлагать возвести стенку, было бы нелишним изучить опыт других государств. Возведение монументальных сооружений не помогло ни Китаю, ни Берлину, ни Франции, ни Израилю, ни даже США с их "мексиканской мигренью", считает донецкий политолог Владимир Корнилов:
"Можно много параллелей провести от Великой китайской стены до Берлинской стены. Особенно сейчас, в связи с юбилеем ее разрушения, часто вспоминают и проводят подобные параллели. Строили немало стен в свое время. Самое печальное то, что 25 лет назад разрушили Берлинскую стену, сделали из этого некий символ окончания холодной войны, а теперь воздвигают новые стены, не только на границах между Украиной и Россией. В Европе, если вспомнить Косово, всевозможные гетто для сербов, между США и Мексикой огромная стена построена, в Израиле. То есть, воздвигаются все новые и новые стены. При этом все почему-то вспоминают о разрушении одной единственной сравнительно небольшой Берлинской стены".
Сегодня никто не понимает, как будет выглядеть "европейский вал" в конечном варианте: будут ли заложены минные поля, будут ли выстроены подземные бункеры. Или кто-то посоветует Яценюку рыть глубже, чтобы потом туда крокодилов пустить… Ясно одно — денег на эту стройку будут просить и дальше, потому что долговременные укрепления стоят дорого, комментирует донецкий политолог Владимир Корнилов:
"В итоге это, конечно, обернется отмыванием денег. Мы знаем, как на Украине все подобные проекты заканчиваются, то есть денег выделено уже немало, куда все они делись, никто не задается таким вопросом. То, что Яценюк продемонстрировал на небольшом участке, это даже стеной назвать нельзя, это такая "оградка", которую не только танк первый попавшийся сметет, но и на автомобиле легко проехать. Но дело сейчас даже не в том, куда уйдут деньги и насколько эта стена эффективна, дело в том, что попытка отгородиться от своего ближайшего соседа, страны, которую сами деятели майдана называли своим будущим партнером, – это бесперспективная затея. Вместо того, чтобы договариваться, искать компромиссы, искать возможности для расширения партнерства, идет вот такое огораживание".
Новая власть Украины демонстративно рвет братские узы с Россией. "Стена" здесь играет не столько военно-оборонительную роль, сколько идеологическую. Из нее пытаются сделать символ разделения славянского народа, считает политолог Михаил Синицын:
"То, что с позиций здравого смысла мы называем сумасшествием, там это рассматривается достаточно прагматично. Это рассматривается, как один из способов расколоть русский мир, расколоть Россию и Украину. И выстроить именно идеологически мотивированную стену, из-за которой со стороны Украины будут в отношении России проецироваться военные, либо другого рода геополитические угрозы".
Ранее свою оценку действиям украинских властей дал и председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Он отметил, что "Великая украинская стена" на границе с Россией — всего лишь мелкий обман!