Автор Светлана Калмыкова
"Праздником всех немцев" традиционно называют день падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года. Крушение символа раскола страны и Европы возвестило, казалось бы, об окончании "холодной войны" и новой эпохе в международных отношениях. Так ли это? И почему Запад пытается возводить новые стены?
Одно из знаковых событий второй половины 20-го столетия — так историки оценивают падение Берлинской стены. Причем, в 1989 году предсказать такого поворота истории не мог никто. В январе лидер ГДР Эрих Хонеккер заявил, что Берлинская стена простоит еще 50 и даже 100 лет. В ее несокрушимости были уверены все. Но когда в мае месяце Венгрия открыла границы с Австрией, Берлинская стена потеряла смысл. По словам очевидцев событий тех лет, даже за три часа до ее падения никто не знал, чем все закончится. Все случилось спонтанно. Сотни тысяч жителей восточного Берлина, услышав новость о том, что пропускной режим упрощается, хлынули к Берлинской стене, которую власти ГДР называли "Защитным валом от фашизма". В западном же Берлине эту границу называли не иначе, как "Стеной позора".
Пограничники, не получившие приказов, как вести себя, сначала пытались оттеснить толпу. Но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. Встречать гостей с востока вышли тысячи жителей западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Чувства берлинцев можно охарактеризовать одним словом – эйфория, говорит ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин:
"Тогда по обе стороны стены и на востоке, и на западе немцы были в состоянии эйфории. Они были счастливы. Ведь это было не только объединение одной страны, но и воссоединение семей, которые были разделены границами ФРГ и ГДР. Это воспринималось как объединение народа, потому знаменитые демонстрации и в Лейпциге, и в других городах ГДР проводились под лозунгами сначала "Мы — это народ", а потом это трансформировалось в "Мы – один народ". Поэтому стремление к единству превалировало".
Многие историки утверждают, что объединение Германии в конце 1980-х годов было лишь вопросом времени. Тем не менее, нельзя игнорировать тот факт, что этому процессу предшествовали длительные переговоры. Ключевую роль сыграл лидер СССР Михаил Горбачев. За объединение Германии он был удостоен Нобелевской премии мира. Хотя многие оценивают это событие неоднозначно. Для СССР это была потеря геополитического влияния. Но с другой стороны, стране удалось сохранить свое реноме и показать всему миру, что Москва умеет договариваться по самым сложным и принципиальным вопросам.
Однако за воссоединение Германии выступали далеко не все европейские лидеры. Так, одним из ярых противников была Маргарет Тэтчер. Британский премьер неоднократно говорила о своей позиции. Она даже пыталась убедить Горбачева не соглашаться на этот шаг. Ее, как и президента Франции Франсуа Миттерана, беспокоила единая Германия. Они с самого начала видели в ней не только политического и экономического конкурента, но и военного противника и агрессора, говорит профессор истории, германист Александр Галкин:
"Это чисто психологическое восприятие проблемы Германии не только правящей элитой Великобритании, но и в массовом сознании – они боятся "бошев", как называли они немцев во время Первой мировой войны. Они психологически рассматривали их, как возможного врага. Сейчас это ощущение ослабло, но, думаю, недоверие в массовом сознании англичан в какой-то степени сохранилось до сих пор".
После ноябрьских событий стена продолжала стоять вплоть до середины 1990 года. Именно тогда было решено снести ее окончательно. На память остались лишь небольшие фрагменты некогда мощнейшего 150-километрового бетонного укрепления.
Для мирового сообщества падение Берлинской стены стало символом объединения Европы. Несмотря на это, разделительные линии в Европе остались до сих пор. Яркий пример — текущая ситуация на Украине. К сожалению, многие эксперты расценивают этот конфликт не иначе, как начало новой "холодной войны".