Автор Михаил Шейнкман
Александр Лукашенко начинает и переигрывает. Свиту. Белорусский президент затеял крупномасштабное обновление своей команды. Называет его необходимым условием своего очередного переизбрания. А это значит, говорят в местном экспертном сообществе, что для него кампания уже стартовала. Неважно, что за год. Это, считает сам правитель, и есть тот самый минимальный срок, за который страна должна понять, кто ею будет управлять после ноября 2015-го. Понять и принять. Поскольку ничего иного ей все равно не останется. И, тем не менее. "Существует практика: перед президентскими выборами народ четко должен видеть команду, с которой будет работать после них", — признался Лукашенко, как он выразился, в "попытках формировать новые руководящие кадры".
Уже назначил нового министра финансов и поменял мэра Минска. Пока это только первые ласточки. Грозное обещание президента подвергнуть глобальной ревизии все направления белорусской экономики сулят изменения в личной жизни и в трудовой биографии многим чиновникам высокого уровня. Главная интрига этого "покадрового просмотра", окажется ли в их числе премьер-министр. Аналитики, по крайней мере, убеждены, если Лукашенко действительно захотел удивить общество оргвыводами, то без отставки главы кабинета ему не обойтись. Хотя как раз это решение уже едва ли кого-нибудь удивит.
При таком президенте любой премьер всегда должен быть готов к закланию. А слухи о возможном смещении Михаила Мясниковича периодически гуляли по Белоруссии и прежде. Первый раз он почувствовал себя неуютно пару лет назад. Лукашенко тогда рвал и метал из-за низких темпов модернизации лесной и деревообрабатывающей отрасли. Но, видимо, тот повод посчитал недостаточным для того, чтобы устроить показательную порку. Приберег премьера до худших времен. Казалось, они наступили уже на следующий год. В сентябре 2013-го батька жестко предупредил правительство об ответственности за невыполнение показателей, если за оставшиеся до января месяцы не удастся ликвидировать отставание. Не удалось. Но кабинет и тогда устоял. Уже предрешенной называли его участь и нынешней весной. Потому что мало кто верил в способность правительства разгрузить склады от затоваривания. Не ждал от Мясниковича подвигов и сам президент. Хоть и дал ему время до 1 апреля, но в марте пообещал сменить, согласно конституции. Говорил, что у него, как минимум, 11 кандидатур на этот пост. Очевидно, они и сейчас в обойме.
И хотя рейтингу Лукашенко, во всяком случае, пока есть такая Украина, абсолютно ничто не угрожает, чтобы оживить интерес граждан, он вполне может расстаться с Мясниковичем. Тем более что практически все прежние претензии к правительству и сейчас актуальны. Скажем, на то же затоваривание не повлияла даже возможность заместить на российском рынке западных поставщиков. Спрос на белорусские промтовары упал, заводы работают на склад, людей отправляют в отпуска. Вполне возможно, туда же отправят и кабинет. Только уже с последующим.
Из Минска политолог, экономист Валерий Карбалевич.
— По мнению ряда белорусских экспертов, совещание у президента по экономическим вопросам, назначенное на вторник, может закончиться отставкой премьера. Откуда берутся такие прогнозы?
— Последние три года премьера и правительство Мясниковича в отставку отправляют регулярно. Поэтому какие-то прогнозы давать в этом смысле очень сложно. Но надо иметь в виду, что белорусское правительство – это правительство техническое. Оно не определяет экономическую политику. От личности премьера мало что зависит. А сам факт того, что разговоры об отставке идут, свидетельствует о том, что экономическая ситуация в Белоруссии плохая.
— И, тем не менее, Александр Лукашенко объявил кампанию по обновлению своей команды. Что конкретно он хочет и может позволить себе изменить в ней? Кроме исполнителей.
— По большому счету, замена всех исполнителей возможна, но она мало на что влияет. Если говорить о тех изменениях, которые произошли, то там в каждом конкретном случае свои причины. Министр финансов новый потому, что старый ушел по состоянию здоровья. Руководитель Минска отправлен в отставку потому, что были серьезные недостатки в строительстве, бюрократизм, коррупция. Так что, каких-то общих выводов по этому поводу я бы не стал делать.
Увольнение премьера в этом году, наверное, стало бы проявлением неблагодарности по отношению к его работе над созданием Евразийского экономического союза. Но вряд ли Лукашенко должны волновать такие условности. Позволить Мясниковичу доработать до старта этого интеграционного объединения 1 января он может лишь для того, чтобы смена главы правительства потом явилась знаковым олицетворением нового этапа развития страны. Хотя в ней все прекрасно понимают: премьеры только потому и приходят, чтобы, когда надо, уйти.