Автор Михаил Шейнкман
Провал сборной на домашнем чемпионате мира. Бунты, предшествовавшие ему. Мощное сопротивление оппозиции. Все это останется Бразилии. Но в прошлом. А Дилма Руссеф опять настоящая. При этом о главе государства даже не скажешь "старый". Как минимум потому, что она такой вовсе не выглядит. Четыре года назад стала первой женщиной президентом. Той, кто захочет повторить ее успех, уже придется это сделать дважды. Хотя в ее окружении никто не думал, что будет так тяжело.
Эти выборы в Бразилии назвали самыми непредсказуемыми за всю ее историю. Второй тур. Победа с разницей в 3%. И то не над тем, над кем ожидали. Изначально полагали, что это будет чисто женский финал. Но социалистка Марина Силва, войдя в процесс из-за трагической случайности, в авиакатастрофе погиб основной претендент от этой партии Кампуш, так и не смогла нащупать собственный почерк. Чуть больше 20% и в кульминации — традиционное для Бразилии сражение левоцентристов Партии трудящихся и правоцентристов из социал-демократов.
Три предыдущие кампании именно они разыгрывали главный приз и каждый раз в пользу первых. Сейчас, правда, это можно было считать еще и битвой поколений. Дилме Руссеф противостоял Аэсиу Невес — внук первого демократически избранного 30 лет назад после военной диктатуры президента. Никто не скажет, насколько ему помогла родословная, тем более что его дед так и не дожил до инаугурации. Но почти 48% — это заявка на роль личности в истории. Пусть и не первого плана.
Впрочем, несмотря на минимальный разрыв, эксперты не видят в Бразилии признаков "украинского" раскола. По крайней мере, говорят они, разделение по территориальному принципу здесь точно не при чем. Скорее, речь можно вести об имущественном расслоении. Невес взял голоса среднего класса, заметно выросшего за последние годы. И это, между прочим, заслуга политики Руссеф. Хотя ее электорат – это бюджетный вариант — все те же потребители многочисленных социальных программ государства.
Кстати, во втором туре соперники практически отказались от геополитики. Из чего следовало, что они решили разобраться между собой исключительно по-бразильски, без привлечения внешних факторов. Хотя Невеса разве что проамериканским ставленником не называли. Он не скрывал, что выступает за более близкие отношения с США, что в нынешних обстоятельствах и по умолчанию подразумевается, как ограничение партнерства с Россией. Действующему президенту о своих предпочтениях распространяться тоже не было необходимости. И не только потому, что она так и не простила Вашингтону прослушку. В выборе партнерства у Дилмы Руссеф даже фамилия говорящая. Владимир Путин, кстати, поздравил ее одним из первых.
Подведем итоги с экспертом Института Латинской Америки РАН Александром Харламенко:
— Почему Дилме Руссеф победа далась таким большим трудом?
— Она встретилась с беспрецедентно ожесточенным сопротивлением правых сил. И не только в самой Бразилии. Выдвинулся серьезный противник Аэсиу Невес – кандидат от крупного капитала и крупных землевладельцев. Поддержка правых преобладает в основном на развитом юге Бразилии. Тогда как со значительным отрывом за Дилму Руссеф проголосовал северо-восток и север. Для них политика крайнего неолиберализма была бы губительна. Очень большую роль играла настоящая подрывная кампания со стороны правых СМИ, которые фактически монополизируют информационное пространство Бразилии. Это был удар, который, безусловно, повлиял на итоги второго тура.
— Если Невеса поддерживал капитал, значит ли это, что богатые будут плакать? Каких усилий потребует от президента ситуация?
— Ситуация действительно сложная. Первой реакцией на итоги выборов стал рост курса доллара по отношению к национальной валюте. Левые расценивают это как результат экономического саботажа со стороны крупного капитала. Несколько обнадеживает то, что все-таки сам Аэсиу Невес поспешил признать итоги выборов. Как мы знаем, в прошлом году в Венесуэле при аналогичном разрыве правая оппозиция попыталась устроить насильственный переворот, напоминающий украинский.
Дилма Руссеф, понимая, что ее победу никак нельзя назвать убедительной, сразу после выборов призвала сограждан к "миру и единению". Она выразила готовность к диалогу и политическим реформам. "Небольшое преимущество может привести к более быстрым и более глубоким переменам, чем однозначный триумф", — заверила госпожа президент. Коррупция, преступность, застой в экономике. Ей действительно нужна поддержка, чтобы иметь полноценное право на "семь бед – один ответ". Не про полуфинал Бразилия – Германия будь сказано. Хотя он и власти преподал урок: мало быть хозяйкой положения, надо еще показывать игру.