Автор Михаил Шейнкман
Наверное, какой-нибудь голливудский режиссер сумеет добавить этому событию большего исторического пафоса и простого человеческого драматизма. Так, чтобы взыгрались патриотизм и гордость. Слепить из афганской истории пропитанный американской исключительностью блокбастер несложно. Если, конечно, за это возьмется не Оливер Стоун. Обладатель "Оскара" знает, как показывать войну, чтобы за нее было стыдно.
Пока же без художественных средств и подсказок не так-то просто понять, что именно произошло на крупнейших военных базах провинции Гильменд. Накануне здесь спустили флаги. Звезднополосатый – в лагере "Кэмп Лезернек", где дислоцировались подразделения корпуса морской пехоты США. И британский, что развивался над бивуаком подданных Ее Величества.
Официально в Лондоне и Вашингтоне это называют завершением тринадцатилетней войны. Неофициально — троеточием. Хотя, вроде бы, все конкретно. Британцы, чей контингент в самые пиковые моменты достигал 10 тысяч, уходят, оставляя после себя боевое расположение и некоторое количество инструкторов для военной академии в Кабуле. Американцев, по договору с новым президентом Ахмадзаем, к началу 2015 года здесь должно стать втрое меньше – не больше 10 тысяч. А к концу 2016 года они и вовсе обещали сохранить морпехов лишь для охраны своего посольства.
Но. К вариантам окончания любой войны союзники добавили еще один. Это у древних спартанцев можно было вернуться или со щитом, или на щите. А у этих получается без щита. Публично говорят о победе, но в уме все же держат неопределенность. И то так нейтрально характеризуют то, что покидают, только для того, чтобы даже себе не признаваться в поражении. Ведь флаги иногда приходится снимать и поэтому тоже.
И, вроде бы, уходят сами. Но, кажется, только потому, что в противном случае через какое-то время пришлось бы убегать. Как мрачно шутят в их среде, "хочешь рассмешить талиба, расскажи ему о наших победах". Разговоры о них даже в странах коалиции не все воспринимают всерьез. Как признают западные специалисты, Великобритания и США не проиграли боевые действия, однако они и не выиграли войну. Все потому, что входили сюда без ясных и четких целей. Мишени – это все-таки немного не то. С 2001 года они учили Афганистан родину любить, чтобы через 13 лет эксперты задались вопросом, сколько еще должно длиться присутствие, чтобы понять, что оно ничего не меняет. Кроме степени раздражения. Когда талибами уже становятся те, кто до "несокрушимой свободы" и близко их не подпускал к своему кишлаку.
Вопрос военному эксперту, публицисту Виктору Литовкину:
— США и Великобритания уходят из Афганистана на щите или со щитом?
— Конечно, на щите. Потому что все те задачи, которые они ставили перед собой, все это закончилось провалом. Демократии в Афганистане как не было, так и нет. Две трети территории контролируют "Талибан" и "Аль-Каида". Порядка в стране как не было, так и нет. Племена враждуют между собой и сплачиваются только против оккупантов. Производство наркотиков выросло в десятки раз. Ну, и самое главное, что пребывание США в Афганистане так же, как и в Ираке, не смогло остановить радикализацию исламских движений. И вот ИГИЛ как раз порождено тем контингентом американских войск, что находились все эти 13 с лишним лет в Афганистане.
— Если все так плохо, почему же тогда они уходят? Или от их присутствия уже ничего не зависело?
— Потому что бессмысленно терять людей (американцы вместе с натовцами потеряли свыше трех с половиной тысяч), не умея влиять на обстановку в этой стране. Бесконечно тратить деньги – бесцельно. Дай Бог, нормально унести ноги. Посмотрим, как американцы будут выходить из этой ситуации. Насколько они сумеют эффективно вывести массу своих войск из Афганистана.
Миссия, что задержится в Афганистане еще на пару лет, планируется небоевой. В отличие от "Несокрушимой свободы", "Решительная поддержка" займется обучением местных вооруженных сил и полиции военной самостоятельности. Примерно с теми же намерениями в 2012-ом союзники покидали и Ирак, оставляя его разбитым, разрозненным и взрывоопасным. Тогда тоже думали, что навсегда. Теперь бомбят с воздуха. И, чтобы ни говорили Вашингтон с Лондоном о своих действиях по-английски, на русском все звучит более конкретно. Люди, как флаги. Они иногда тоже сматываются. Сроки вывода военного контингента из Афганистана пока не разглашаются из-за соображений безопасности. Надо полагать, контингента, а не Афганистана.