Автор Михаил Шейнкман
Фамилия временного поверенного в делах США в Венгрии в этой истории звучит как насмешка. Но Вашингтон ведь всегда работает под личиной добрых намерений. Поэтому, даже символично, что Будапешту о введении санкций против ряда чиновников объявил и.о. посла Андре Гудфренд. Лучше и не придумаешь, чтобы напомнить руководству этой страны, кто для нее по-настоящему "хороший друг". Человек, пожалуй, с самой дипломатичной фамилией – это и есть олицетворение американского внешнеполитического лицемерия.
Сегодня Штаты начинают уже показательно пороть своих. И хотя Будапешт в отличие, скажем, от Варшавы или Бухареста, не говоря уж о прибалтийской троице, никогда не ходил у Вашингтона в любимчиках, все-таки тоже является частью ЕС и НАТО. Но, как минимум, десять человек теперь еще больше усомнятся в том, что это защищает венгерских граждан от неприятностей. Пока, если верить Гудфренду, речь идет о таком количестве деятелей, объявленных Штатами персона нон-грата. Но оно, как уточнил дипломат, может измениться.
Распространяться об инициалах первых "счастливчиков" он не стал, однако местная пресса уже в курсе, что в "черный список" попали фигуры из ближайшего окружения премьера Орбана и руководители налоговой службы. Последним, не сомневаются СМИ, досталось за расследование финансовой деятельности американских фирм, работающих в Венгрии. Хотя, не исключено, их фамилии для того и нужны, чтобы придать правдоподобности легенде о борьбе с коррупцией.
Официально причина американского демарша именно в этом. А не в обиде, как полагают в Венгрии, на Будапешт за то, что он слишком активно и, вопреки распоряжению США, поддерживает отношения с Москвой. Опять же, не так давно Венгрия приостановила на неопределенный срок реверсные поставки газа на Украину, сославшись на возросший объем потребления у себя. И это был не единственный случай, когда слова премьера Орбана о том, что ради Украины не стоит жертвовать государственными интересами, не разошлись с делом. До этого венгерский лидер выступил против антироссийских санкций, поддержал "Южный поток", подписал договор с Москвой на 10 млрд евро на строительство новых блоков АЭС в городе Пакше. При этом премьер не устает повторять, что Россия – это главный торгово-экономический партнер за пределами ЕС. В 2013 году Венгрия продала РФ товара на 2,5 млрд евро. На дороге такие деньги не валяются. Тем паче, если это – тропа войны.
Между тем, признания вице-президента США Байдена в жестком выбивании из ЕС антироссийских санкций вполне допускают то, что Вашингтон к упрямству Будапешта мог отнестись как к личному оскорблению. А сколько таких в нынешней Европе! Финляндия выражает недовольство. Чехия отказывается расширять у себя НАТО. Словакия демонстрирует оппозицию. Иными словами, уже давно пора было кого-нибудь примерно проучить. Тем более, что в Венгрии, как оказалось, есть, к чему придраться. Хотя о вымогательстве местных чиновников Штаты говорят как о вероятном. Но санкции уже объявляют действующими.
Вопрос замдекана факультета Мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ Андрею Суздальцеву.
— США действительно решили устроить показательную порку Венгрии или все-таки есть элемент борьбы с коррупцией, о котором они говорят?
— В данном случае наши американские партнеры очень бдительно относятся к тому, как ЕС относится к санкциям против России, и требуют от своих союзников их неукоснительной поддержки. Выверяется каждое заявление лидеров этих стран, каждое движение в сторону России, даже диалоги. Поэтому они малейшее потепление международных отношений между Будапештом и Москвой сразу отметили и попытались отрегулировать в духе дипломатии. А когда не получилось, объявили о введении визовых санкций. Что диковато, потому что Венгрия — член НАТО и считается союзником США.
— Венгрия — не единственная страна ЕС, заинтересованная в развитии отношений с Россией. Все они могут создать в Евросоюзе подобие фронды?
— Нет, не смогут. С ними очень сильно работают. Это работа в закулисном формате, без дипломатии. Но если будут какие-то публичные заявления, допустим, от того же Кипра или Чехии, то они получат мгновенную реакцию со стороны Вашингтона.
Брюссель скорбно хранит молчание. Хотя, между прочим, венгерский вопрос – это и для него повод вспомнить пресловутый корпоративный дух. Но после того, как Меркель простила Обаме прослушку, а ЕС проглотил откровения Байдена, Будапешту едва ли стоит ожидать от партнеров по Евросоюзу солидарности. Вашингтон ведь и их наказать может.