Автор Михаил Шейнкман
Все-таки недаром говорят, что хорошее застолье кому угодно развяжет язык. По данным СМИ, неожиданное откровение президент Грузии Маргвелашвили позволил себе в разгар официального обеда от имени Торговой палаты США. Хотя высказаться ему пришлось потому, что сосед по столу — американский посол Норланд — все равно аппетит уже испортил. Попросил слова и публично, в присутствии бизнесменов, упрекнул главу суверенного государства в том, что власти слишком много внимания уделяют уголовным делам против Саакашвили и его соратников, вместо того, чтобы заниматься развитием страны. "Меня очень интересует, что вы ответите в ходе визита в США вашингтонским скептикам, считающим, что Грузия одержима прошлым, а не будущим?", — слегка завуалировал он вопросительной интонацией откровенно менторское высокомерие. Есть как-то сразу и перехотелось.
Маргвелашвили все это проглотил, хотя какое-то время еще продолжал "жевать". Так обычно школьные учителя называют неубедительность в ответе. Говорил о суровых вызовах, льстил американским друзьям, чрезвычайно много сделавшим для Грузии и справедливо обеспокоенным преследованием бывших чиновников, исключал политическое воздействие на Фемиду. И только потом выдал сенсацию, намекнув на то, что лично он может простить Саакашвили. И дал понять, что не только он. "Мне говорят: сначала осудят их, а потом передадут мне на помилование",— успокоил он американского дипломата пищей для размышления. На том и перешли к горячему.
Только теперь уже всей Грузии кусок в рот не лезет. Ведь в подавляющем большинстве она испытывает к Саакашвили "такую неприязнь, что кушать не может". А его, как выясняется, и не думают сажать. Даже несмотря на тяжесть и количество предъявляемых ему обвинений. А это уже отдает не снисхождением, а предательством. И обвинить бы в нем только президента. Тем более что тот уже давал повод, когда до последнего не соглашался рассекретить счета своего предшественника. К тому же, Маргвелашвили, наверное, чувствует себя обязанным Саакашвили за президентскую резиденцию, которую тот с таким размахом строил для себя. Но и в "Грузинской мечте" ранее признавались, что их цель – торжество справедливости, но они не станут возражать против помилования.
И уже кажется, что, по-хорошему, Саакашвили нынешним властям не так уж и нужен в Грузии. И в наручниках тоже. В этой стране слишком много людей, понимающих возмездие буквально. Справиться с их гневом гораздо сложнее, чем обуздать собственную принципиальность. Если недавний диктатор окажется на этой земле, его даже из-под земли достанут.
Куда бы и на какой бы срок его не упрятали. Официальный Тбилиси едва ли заинтересован в таком развитии событий. Ему выгодно держать Саакашвили на расстоянии, но в качестве постоянной угрозы. Пока он ее реально представляет, Грузия всегда будет нуждаться в тех, кто страхует ее от реванша. Даже если пока они так и не доказали, что способны на большее.
Вопрос политологу Сосо Цискаришвили (Тбилиси).
— Не слишком ли большой интерес проявляют США к внутренним событиям в Грузии и, в частности, к расследованию уголовных дел, связанных с прежним режимом?
— Нужно говорить о том, что инициатором такой активности является остаток политической партии "Единое национальное движение". Они постоянно информируют Конгресс Соединенных Штатов. Это в большей степени недостаток нынешних властей – держать в напряжении своих зарубежных партнеров и друзей. Налицо дефицит информации официального характера.
— Информации, насколько можно судить, не хватает и самой Грузии. Что Вам известно? В каком ракурсе рассматривать дальнейшую судьбу Саакашвили и насколько вероятно его помилование?
— Вряд ли какой-нибудь грамотный политик захочет ныне говорить о его помиловании, так как настроение грузинского населения еще не созрело для того, чтобы помиловать людей, которые в течение десятилетий творили беспредел в стране. И сейчас тоже довольно спокойно продолжают жить, постоянно нападая на грузинскую реальность, стараясь причинить больше зла.
Официальное обещание отпустить Саакашвили, если оно последует, между прочим, может все-таки расположить Вашингтон к грузинской справедливости. Заранее объявленное снисхождение, как доказательство того, что властью движет именно она, а не жажда мести. А там, чем черт не шутит, может быть, Грузия и получит разрешение приговорить Саакашвили заочно, чтобы так же заочно его простить. Пусть, это напомнит игру с самим собой, зато без поражения. Маргвелашвили уже знает, где поставить запятую, чтобы не казнить. Но еще неизвестно, будет ли он сам президентом, когда Саакашвили все-таки осудят.