Автор Илья Харламов
29 сентября 1938 года главы Великобритании, Франции, нацистской Германии и фашистской Италии подписали в Мюнхене соглашение о разделении Чехословакии, вошедшее в историю как "Мюнхенский сговор". Вернувшись в Лондон, Чемберлен громогласно заявил: "Я привез вам мир". А в следующем году началась Вторая мировая война.
Многие либеральные историки и публицисты в подготовке и начале Второй мировой войны в равной степени обвиняют СССР и Германию. Мол, это они договорились поделить Европу, а несогласных с этими планами уничтожить. В качестве "доказательства" этой сомнительной концепции они приводят пакт Молотова-Риббентропа о взаимном ненападении двух стран, заключенный в 1939 году. Есть и другая точка зрения: этот документ позволил отсрочить начало войны и дал Советам шанс к ней подготовиться. В Москве прекрасно понимали, что события в Европе будут развиваться самым негативным образом. Но факт, который оспорить нельзя, это то, что годом ранее заключенное между европейскими лидерами Мюнхенское соглашение в историю вошло с эпитетом "позорное".
На что рассчитывали лидеры Британии и Франции, пытаясь умиротворить Гитлера, не совсем понятно. Видимо, на чудо или на то, что отвечать за их политические шаги придется Советскому Союзу. Так впоследствии и вышло. "Мюнхенский сговор" действительно оставил Москву один на один с Гитлером. И именно в этом контексте пакт Молотова-Риббентропа был вынужденным шагом. Согласно мюнхенским договоренностям по предложению Италии, которые не отличались от требований Гитлера, Германии отходила принадлежащая Чехословакии Судетская область. Фактически, с этого момента и пошел отсчет передела Европы, который привел к огромным жертвам в ходе самой кровопролитной в истории человечества войны. И то, что сама Чехословакия была категорически не согласна с изъятием у нее части территории, во внимание, разумеется, принято не было. Вот что по этому поводу сказал профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО Михаил Мягков:
"В Мюнхене в конце сентября – начале октября 1938 года произошел действительно сговор. Сговор демократических держав с одной стороны – Франции и Англии — и с другой стороны диктаторских режимов — это Италия и Германия. Этот сговор отдал на растерзание немцев Чехословакию, не спросив миролюбивую страну, имеющую договоры с СССР, Францией. Не спросив ее. Отдали львиную долю чешской территории, большую часть ее промышленности, оборонный комплекс на растерзание немцев. Как это можно было рассматривать со стороны СССР при той ситуации в Европе? Следующий удар, если уж такие демократические страны, как Англия и Франция, отдали Чехословакию, нанесут СССР, а дальше идет Прибалтика, советская территория".
Собственно, так и случилось. Мюнхенский сговор показал, что с такими странами как Франция и Великобритания дело иметь опасно. Они не вызывали доверия, что Мюнхен лишь подтвердил. И потому прямой договор с Германией о ненападении был неизбежен. Москва имела полное право защищать своих людей и свои земли так, как считала нужным. По мнению военного историка и писателя Мирослава Морозова, обвинения в адрес СССР абсолютно не обоснованы:
"Эти обвинения абсолютно несправедливы. Хотя бы потому, что никакого глобального сговора в виде пакта Молотова-Риббентропа Германия с Советским Союзом не заключала. По той простой причине, что общеизвестно труд "Майн Кампф" в лучших традициях продолжения немецкой экспансии на Востоке: дранг нах остен, славяне – недочеловеки. Все эти нацистские идеи расового превосходства и расовой неполноценности славян были давно известны, поэтому ни на какой долговременный глобальный сговор с СССР, когда заключался пакт Молотова-Риббентропа, Гитлер, конечно, не рассчитывал и не планировал".
Мюнхенское соглашение стало ключевой точкой так называемой английской "политики умиротворения". Чего на деле стоила эта политика, человечество увидело в 40-х годах прошлого века. Игра демократических лидеров с Гитлером Европе стоила очень дорого. Но еще дороже – Советскому Союзу.