Автор Михаил Шейнкман
Уже не верилось, что в Совбезе ООН такое возможно — единогласное голосование. Президент США Барак Обама лично председательствовал на этом заседании. И Белый дом должен был сделать все, чтобы этот исторический момент не закончился провалом. Поэтому из резолюции по борьбе с терроризмом старательно вычеркнули все, что могло придать ей двусмысленность. Вашингтону требовался консенсус. И Москва не стала ему в этом мешать. Потому что на самом деле в этом мире есть вещи, которые важнее разногласий. Тем более, если это — универсальное зло. Хотя оно и вырвалось наружу благодаря тем, кто теперь пытается его победить.
Штаты сейчас стремятся сделать весь мир в ответе за тех, кого они приручили. Вообще, это беспроигрышный способ поддерживать миф о собственной исключительности. Быть и ядом, и противоядием. Заражать мир бациллой терроризма, чтобы потом подсаживать его на свою же вакцину. Когда бы еще Вашингтон раскопал "Томагавки" новой войны. Он три года не мог придумать повод для бомбардировки Сирии, пока не прописал на ее территории "Исламское государство". Поэтому главе МИД России Сергею Лаврову в Совбезе ООН уже совсем не обязательно уточнять, кого он имеет в виду. Если тот сидит во главе стола.
"ИГИЛ и прочие террористические отряды давно вызревали на Ближнем Востоке. Они обрели дополнительные возможности для своей преступной деятельности в условиях ослабления, и не без участия извне государственных институтов и благодаря поддержке различных внешних спонсоров. Набрав силы, экстремистские группировки ставят под угрозу будущее целых государств. Это наглядно видно на примерах Ирака, Ливии, Сирии. Под ударом Ливан, Йемен, Мали, ЦАР. Россия последовательно выступает за наращивание международного сотрудничества по пресечению терроризма в любых его формах. За отказ от двойных стандартов, от деления террористов на хороших и плохих. Необходимо, чтобы все государства добросовестно выполняли решения Совета Безопасности, требующие пресечь подстрекательство к терроризму, перекрыть каналы нелегальной торговли нефтью, решения, устанавливающие санкции в отношении движений "Талибан" и "Аль-Каида", запрещающие распространение оружия из Ливии.
Мы поддержали резолюцию 2170, нацеленную на усиление санкционного давления на террористов, действующих в Сирии и Ираке. Эти примеры подтверждают способность Совета Безопасности договариваться по принципиально важным вопросам, принимать согласованные решения, опирающиеся на устав ООН", — сказал Сергей Лавров.
В прошлый раз Обама солировал в Совбезе ООН в 2009 году. Со своим тогда внешнеполитическим хитом о нераспространении ядерного оружия. Выигрышная тема. Именно с ней он брал Нобеля. Хотя теперь, чтобы он мог вновь претендовать на него, Шведскому Королевскому обществу надо дополнительно к премии мира учредить еще и премию войны.
Хотя, наверное, внутреннее признание президента США сейчас занимает гораздо больше мирового уровня. И ладно если бы только с его рейтингом были проблемы — этот срок у него все равно последний. В ноябре его демократы могут потерять контроль над Конгрессом. А ничего лучше маленькой победоносной войны американские политтехнологи так и не придумали. Очевидный провал на Украине, окончательно оформленный отказом от военных поставок Киеву в виду их бесполезности, так или иначе, должен был заставить Вашингтон искать своему "миротворчеству" более достойное применение. В другой географии.
Так что, как принято говорить в таких случаях, если бы не было ИГИЛ, его следовало бы придумать. Тем паче, что это сделали заблаговременно. Правда, как и в случае с "Аль-Каидой", для других задач. Но американская политика – вещь весьма конъюнктурная: то, что вчера у нее было средством, сегодня – уже цель. Для ракетных ударов. Притом, что "Исламское государство", скажем, на территории Сирии и под американскими бомбами сохраняет верность американским задачам. Ему ведь и обеспечивали режим наибольшего благоприятствования, в том числе для нанесения Сирии максимального ущерба.
И в этом смысле резолюцию Совбеза Вашингтон может считать легитимацией своего права на бомбежку суверенного государства. Хотя в ней нет об этом ни слова. Но Обама все одно назовет документ своим достижением. Естественно, упустив тот факт, что без поддержки Москвы оно вряд ли было бы возможным.
Между тем, по признанию российских дипломатов, в резолюции учтены "наши приоритеты, и мы принимали участие в доработке текста". Потому, наверное, в рейтинге угроз, объявленных с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, Обама и поставил Россию выше терроризма, но сразу за лихорадкой Эбола. Чтобы никто не подумал, будто он не может одолеть третье зло без помощи второго. Кстати, лимит своего выступления он перебрал двукратно. Не говорил бы лишнего, было бы как раз.